Анна Хмелева Все статьи автора
22 апреля 2019, 07:09 874

ТОР по–китайски. В России появится еще семь территорий опережающего развития

Фото: Олег Третьяков

Список уже существующих ТОР дополнят моногорода в Кировской, Тульской, Новосибирской, Волгоградской, Новгородской, Орловской и Челябинской областях. Ожидания большие: через 10 лет на инвестиции в размере 35 млрд рублей предполагается ежегодных 37 млрд рублей в бюджет и порядка 7 тыс. рабочих мест в ближайшее время. Конкретно в случае моногородов эти меры призваны снизить зависимость от градообразующих предприятий и предпринять попытки диверсификации экономики.

New wave технократы. Среди врио губернаторов заметно выросла доля "молодых волков" без политического опыта

New wave технократы. Среди врио губернаторов заметно выросла доля "молодых волков" без политического опыта

532
Анна Хмелева

ТОСЭРы/ТОРы активно создаются в России с 2015 года, после появления в конце 2014 года соответствующей законодательной базы. Этот формат в наших реалиях актуален для Дальнего Востока, Сибири, моногородов и ЗАТО. До появления семи новых количество уже созданных приближалось к 100. Кроме того, в России с 2005 года действуют особые экономические зоны. С точки зрения задач особые экономические зоны и ТОРы идентичны. Для территорий они призваны решать проблемы диверсификации экономики и развития в целом, для инвесторов предлагают особый режим работы.

Различия кроются в деталях: территориальное размещение, разные налоговые и неналоговые льготы, разная среда ведения бизнеса, разные входные барьеры. Основные же заключаются в том, что ТОРы могут похвастаться свободными таможенными зонами и готовой инфраструктурой. На 2018 год в России действовало 25 особых экономических зон. Нужно корректно заметить, что ОЭЗ пока не оправдали ожиданий, не став в целом ни мощными стимулами для развития экономики территорий, ни инструментом, эффективно решающим вопросы занятости: в прошлом году во всех зонах действовало лишь около 30 тыс. рабочих мест.

Сам принцип организации ТОСЭР (или, сокращенно, ТОР), называемый также китайским путем, широко распространен в международной экономической практике для привлечения крупных инвесторов. Правда, в том же Китае территориями опережающего развития назначались целые провинции, в российском же варианте это, как правило, города или части областей. То же самое касается и особых экономических зон: созданные в 1980–х годах в Китае в качестве эксперимента, они сыграли важную роль в либерализации китайского законодательства и развитии экономики в целом.

Если вернуться в российские реалии и посчитать очень грубо и усредненно, то на 85 регионов Российской Федерации приходится около 125–130 различных особых экономических зон, "российских офшоров" и ТОРов. То есть в среднем по 1,5 на регион. Но китайского эффекта от китайского пути в российских реалиях пока не наблюдается. Возможно, дело все–таки не в тактике, а создание различных зон (и по сути вторых, отдельных экономик в отдельных регионах страны) — меры тактического толка.

Возможно, дело в стратегии. Есть основания подозревать, что в Китае, впустившем в огромном количестве иностранцев в свою экономику, такая стратегия была. Исключительно дешевая рабочая сила и особые экономические условия позволили Китаю не только в прямом смысле накормить немаленькое население своей немаленькой страны, но и получить доступ ко всем новейшим технологиям и ко всему интеллектуальному капиталу прогрессивного мира. В свою очередь, это позволило Китаю на государственном уровне, образно выражаясь, реализовать управленческую стратегию последователя и стать величайшим подражателем технологий, продуктов и методик в мире и лидером мировой экономики.

Сравнивать, конечно, не вполне корректно, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе тактика прекрасна тогда, когда есть стратегия. В отсутствие оной подобные тактические меры — просто разные экономики внутри одной большой страны.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама