Комитет Совета Федерации одобрил закон о суверенном интернете

Автор фото: http://council.gov.ru
Комитет по экономической политике Совета Федерации одобрил закон о суверенном интернете. Рассмотрение документа сенаторами запланировано на 22 апреля.
16 апреля депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении законопроект об обеспечении устойчивой работы Рунета. За проект проголосовали 307 депутатов, против — 68. Если закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент, то он вступит в силу с ноября 2019 года. Положения о криптографической защите информации и об обязанности операторов использовать национальную систему адресации доменных имен вступят в силу с 1 января 2021 года.
Согласно финальному тексту законопроекта, Роскомнадзор сможет обеспечить "централизованное управление сетью связи общего пользования" в случае угрозы стабильной работе российского сегмента сети. Виды угроз и конкретные меры их устранения будет определять правительство.
В компетенции правительства также будет "определение условий и случаев, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам". Также законопроект предусматривает создание "национальной системы получения информации о доменных именах или сетевых адресах", которая позволит обеспечить автономную работу Рунета в случае отключения от глобальной инфраструктуры.
Средства предусмотрены в дополнительном финансировании федеральной программы "Информационная безопасность" — это 30,8 млрд рублей. Из них 20,8 млрд рублей предполагается потратить на закупку IT-систем, которые будут обеспечивать безопасность Рунета. Против законопроекта в его текущей редакции выступали Счетная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. Поддерживали законопроект Минкомсвязи и Роскомнадзор.
9 апреля глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил в Госдуме, что чрезвычайной ситуацией может считаться также блокировка организаторов распространения информации (ОРИ), например мессенджеров. "Очевидно, что в случаях неисполнения законодательства организатором распространения информации у государства появляется инструмент, чтобы принудить его к исполнению закона. Если ОРИ помогает общаться террористам — это же чрезвычайная ситуация, значит, мы должны принять все меры, чтобы они этими мессенджерами не пользовались", — заявил Жаров.