Национальная финансовая организация (НФА) введет для российских банков сценарии общения с клиентами, а также реестр обязательных и запрещенных фраз. Об этом рассказал в интервью "Известиям" президент НФА Василий Заблоцкий. Регламент внесут со II квартала 2019 года.
В частности, сотруднику банка нельзя будет говорить клиенту, что продукт застрахован, если это не банковский депозит. Кроме того, кредитная организация обязана сообщить о всех возможных рисках приобретаемого продукта. В НФА подчеркнули, что подобные меры помогут в борьбе с мисселингом, когда клиенту под видом одной услуги продают другую.
Чаще всего кредитные организации утверждают, что предлагают открыть вклад, но фактически продвигают инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). С этим согласен и ЦБ: агенты дают потребителям неполную информацию об особенностях и рисках инвестиционного страхования жизни. Также часто сотрудники банков под видом вкладов продают гражданам паи ПИФов, ценные бумаги, в том числе облигации и векселя своей же кредитной организации или своих партнеров. И покупателей никто не предупреждает, что эти инвестиции не страхуются.
С нарушителями новых требований будет работать дисциплинарный комитет НФА. В зависимости от тяжести нарушения на кредитную организацию могут наложить штраф, размер которого определят позже. Служба по защите прав потребителей при Центробанке также будет следить за выполнением требований: она может оштрафовать или вынести предписание об устранении нарушений, но для этого клиенту нужно будет обратиться с жалобой.