Георгий Вермишев Все статьи автора
11 февраля 2019, 08:55 14189

На три буквы. Повышение НДС стало поводом пересмотреть ценники, но инфляцию не разогнало

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Российская экономика отделалась легким испугом. Повышение НДС не привело к драматическому росту инфляции, которого ожидали эксперты. Судя по всему, из двух зол — рост цен или падение прибыли — бизнес пока выбирает второе. Либо хитрит.

Онлайн–кассы просят обновки. Апргейд из-за увеличения ставки НДС обойдется петербургскому бизнесу в 200 млн рублей

Онлайн–кассы просят обновки. Апргейд из-за увеличения ставки НДС обойдется петербургскому бизнесу в 200 млн рублей

1931
Марина Васильева

НДС с 1 января увеличился с 18 до 20% (с сохранением льготных 10% для пищевки и лекарств). И вот Росстат подводит первые итоги. По данным ведомства, цены в январе выросли лишь на 1,01%, это даже ниже официального прогноза 1,1–1,2%. В феврале инфляция, судя по всему, продолжит замедляться. По крайней мере за первые дни месяца рост цен составил лишь 0,07%, так что ничто не сулит трагедии.

"Цены на бензин в январе поднялись на 0,8%, услуги ЖКХ — на 2,3% — это существенно больше, чем подорожание основных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Получается, что без повышения тарифов ЖКХ могли бы вообще не заметить повышение НДС", — так оценил ситуацию директор аналитического департамента "Локо–Инвест" Кирилл Тремасов.

Так ли все радужно?

Как утверждают торговые сети, еще в 2018 году они начали получать уведомления о грядущем росте оптовых цен по некоторым категориям. "Таким образом, этот тренд неверно увязывать исключительно с ростом НДС, тем более что многие товары облагались по ставке 10% и по ним роста НДС не произошло", — рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли.

"Сейчас какие–то выводы делать крайне рано. Единственное, можно сказать, что цены все максимально стараются не повышать, кроме случаев, когда уже критическая ситуация", — сказал "ДП" Владимир Меньшиков, председатель совета Союза малых предприятий Петербурга. Он считает, что первые оценки можно будет дать по итогам I квартала.

В строительном бизнесе говорят, что уже с 1 января все контракты заключаются с учетом повышенного НДС. Однако часто соглашения носят долгосрочный характер, так что эффект повышения растянется по времени на полгода и дольше. "При этом автоматического повышения стоимости квартир на размер увеличенного НДС не происходит. Их конечная стоимость достаточно эластична", — рассказали в компании "Главстрой Санкт–Петербург".

Продай авто, купи счеты. Как рост НДС скажется на ценах за бензин

Продай авто, купи счеты. Как рост НДС скажется на ценах за бензин

1961
Алексей Михайлов

Больше всего на резкий рост цен жалуются рестораторы. По словам одного из участников рынка, с 1 января поставщики поставили их перед фактом — ценники пересматриваются в сторону увеличения, особенно по алкогольной продукции.

"Вряд ли рестораторы сразу увеличили цены у себя в меню, а вот то, что поставщики подняли, — гарантированно, — говорит Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада. — Кто–то шлепнул сразу на 20%, кто–то на 15%. Когда будут перепечатывать меню, поменяют цены".

ЦБ невозмутим

Доверие к статистике Росстата сейчас снизилось. После того как итоговые цифры по росту ВВП в 2018 году выросли с 1,8 до 2,3% без всяких внятных объяснений, эксперты начали нервничать: а что если и инфляцию тоже считали не как было, а как начальник сказал. С другой стороны, экономика говорит в пользу низкой инфляции. Реальные доходы населения падают уже пятый год подряд (минус 0,2% по итогам прошедшего года), так что любой пересмотр ценовой политики — игра с огнем. Одновременно — тут повезло — стабилизировалась цена на нефть и окреп рубль.

Главное макроэкономическое последствие — изменение риторики Центробанка. В эту пятницу регулятор оставил ставку на уровне 7,75%. По сути, теперь можно не спешить с дальнейшим ужесточением денежной политики, хотя и к снижению ставки ЦБ тоже не вернется, особенно на фоне общемирового тренда на повышение ключевых ставок.

"Под действием повышения НДС и произошедшего в 2018 году ослабления рубля годовая инфляция временно ускорится, достигнув максимума в первом полугодии 2019 года, и составит 5,0–5,5% на конец 2019 года", — говорится в прогнозе ЦБ.

Теоретически рост цен может разогнаться и до 8–10%, но для этого должны сложиться сразу все негативные факторы — падение цен на нефть, новые санкции, внешнеполитическое обострение, считает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев. Вероятность такого исхода невелика.

Как спасаться?

Гораздо интереснее — какую стратегию выберут те, кто оказался в условиях, когда сокращать прибыль уже дальше некуда. Повышать цены в условиях сокращения потребительского спроса — самоубийство, скорее всего, это приведет к потере доли рынка, нужно действовать хитрее, считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Самый очевидный прием — предложить потребителю меньшее количество товара, как это сделали на птицефабрике "Вараксино", представившей упаковку из девяти яиц.

"Если у человека есть в кармане 100 рублей, он не купит яйца за 120 рублей, он купит макароны. Чтобы сохранить покупателей, можно изменить размер упаковки", — считает Иван Федяков.

Еще одна успешная стратегия — расширение ассортимента. Потребитель, даже если он в кризисной ситуации, рано или поздно хочет почувствовать какое–то улучшение.

На автомобиль денег у него нет, но он по крайней мере может себя иногда побаловать качественными продуктами. Поэтому отказываться от среднего и премиального сегментов — большая ошибка, уверен эксперт.

"Все знают, что подсолнечное масло — это низкомаржинальный сегмент. Сложно пытаться конкурировать на рынке, когда бутылка стоит дешевле бутылки лимонада. Но некоторые компании придумали удачный ход. Например, добавить небольшое содержание оливкового масла, которое стоит гораздо дороже. И производитель сразу попадает в новую нишу между 100 и 200 рублями, которая интересна потребителю", — говорит Иван Федяков.

Кстати, в INFOLine тоже считают, что всплеск инфляции не связан с изменением НДС. Предприниматели уже давно трудились себе в убыток — работали на красные ценники и откладывали повышение цен.

Налоговая реформа стала отличным поводом сделать то, о чем все давно мечтали, — ценники переписать.

Повышение НДС транслируется на повышение цен поставщиками, которые могут себе это позволить, то есть фактически монополистами. Компании, работающие на конкурентных рынках, в том числе и наша, практически все повышение ставки НДС вынуждены брать на себя за счет уменьшения прибыли.
Александр Шереметьев
Александр Шереметьев
генеральный директор АО «Нева металл посуда»
По нашим оценкам, за минувший год себестоимость строительства и так увеличилась на 5%. А с 1 января 2019 года, как только НДС повысился на 2%, пропорционально выросла стоимость контрактов на строительно–монтажные работы. У 60% наших поставщиков на те же 2% подорожали стройматериалы. Понесенные девелоперами издержки приведут к росту цен на недвижимость.
Геннадий Щербина
Геннадий Щербина
генеральный директор группы «Эталон»
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама