Российская экономика отделалась легким испугом. Повышение НДС не привело к драматическому росту инфляции, которого ожидали эксперты. Судя по всему, из двух зол — рост цен или падение прибыли — бизнес пока выбирает второе. Либо хитрит.
НДС с 1 января увеличился с 18 до 20% (с сохранением льготных 10% для пищевки и лекарств). И вот Росстат подводит первые итоги. По данным ведомства, цены в январе выросли лишь на 1,01%, это даже ниже официального прогноза 1,1–1,2%. В феврале инфляция, судя по всему, продолжит замедляться. По крайней мере за первые дни месяца рост цен составил лишь 0,07%, так что ничто не сулит трагедии.
"Цены на бензин в январе поднялись на 0,8%, услуги ЖКХ — на 2,3% — это существенно больше, чем подорожание основных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Получается, что без повышения тарифов ЖКХ могли бы вообще не заметить повышение НДС", — так оценил ситуацию директор аналитического департамента "Локо–Инвест" Кирилл Тремасов.
Так ли все радужно?
Как утверждают торговые сети, еще в 2018 году они начали получать уведомления о грядущем росте оптовых цен по некоторым категориям. "Таким образом, этот тренд неверно увязывать исключительно с ростом НДС, тем более что многие товары облагались по ставке 10% и по ним роста НДС не произошло", — рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли.
"Сейчас какие–то выводы делать крайне рано. Единственное, можно сказать, что цены все максимально стараются не повышать, кроме случаев, когда уже критическая ситуация", — сказал "ДП" Владимир Меньшиков, председатель совета Союза малых предприятий Петербурга. Он считает, что первые оценки можно будет дать по итогам I квартала.
В строительном бизнесе говорят, что уже с 1 января все контракты заключаются с учетом повышенного НДС. Однако часто соглашения носят долгосрочный характер, так что эффект повышения растянется по времени на полгода и дольше. "При этом автоматического повышения стоимости квартир на размер увеличенного НДС не происходит. Их конечная стоимость достаточно эластична", — рассказали в компании "Главстрой Санкт–Петербург".
Больше всего на резкий рост цен жалуются рестораторы. По словам одного из участников рынка, с 1 января поставщики поставили их перед фактом — ценники пересматриваются в сторону увеличения, особенно по алкогольной продукции.
"Вряд ли рестораторы сразу увеличили цены у себя в меню, а вот то, что поставщики подняли, — гарантированно, — говорит Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада. — Кто–то шлепнул сразу на 20%, кто–то на 15%. Когда будут перепечатывать меню, поменяют цены".
ЦБ невозмутим
Доверие к статистике Росстата сейчас снизилось. После того как итоговые цифры по росту ВВП в 2018 году выросли с 1,8 до 2,3% без всяких внятных объяснений, эксперты начали нервничать: а что если и инфляцию тоже считали не как было, а как начальник сказал. С другой стороны, экономика говорит в пользу низкой инфляции. Реальные доходы населения падают уже пятый год подряд (минус 0,2% по итогам прошедшего года), так что любой пересмотр ценовой политики — игра с огнем. Одновременно — тут повезло — стабилизировалась цена на нефть и окреп рубль.
Главное макроэкономическое последствие — изменение риторики Центробанка. В эту пятницу регулятор оставил ставку на уровне 7,75%. По сути, теперь можно не спешить с дальнейшим ужесточением денежной политики, хотя и к снижению ставки ЦБ тоже не вернется, особенно на фоне общемирового тренда на повышение ключевых ставок.
"Под действием повышения НДС и произошедшего в 2018 году ослабления рубля годовая инфляция временно ускорится, достигнув максимума в первом полугодии 2019 года, и составит 5,0–5,5% на конец 2019 года", — говорится в прогнозе ЦБ.
Теоретически рост цен может разогнаться и до 8–10%, но для этого должны сложиться сразу все негативные факторы — падение цен на нефть, новые санкции, внешнеполитическое обострение, считает аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев. Вероятность такого исхода невелика.
Как спасаться?
Гораздо интереснее — какую стратегию выберут те, кто оказался в условиях, когда сокращать прибыль уже дальше некуда. Повышать цены в условиях сокращения потребительского спроса — самоубийство, скорее всего, это приведет к потере доли рынка, нужно действовать хитрее, считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. Самый очевидный прием — предложить потребителю меньшее количество товара, как это сделали на птицефабрике "Вараксино", представившей упаковку из девяти яиц.
"Если у человека есть в кармане 100 рублей, он не купит яйца за 120 рублей, он купит макароны. Чтобы сохранить покупателей, можно изменить размер упаковки", — считает Иван Федяков.
Еще одна успешная стратегия — расширение ассортимента. Потребитель, даже если он в кризисной ситуации, рано или поздно хочет почувствовать какое–то улучшение.
На автомобиль денег у него нет, но он по крайней мере может себя иногда побаловать качественными продуктами. Поэтому отказываться от среднего и премиального сегментов — большая ошибка, уверен эксперт.
"Все знают, что подсолнечное масло — это низкомаржинальный сегмент. Сложно пытаться конкурировать на рынке, когда бутылка стоит дешевле бутылки лимонада. Но некоторые компании придумали удачный ход. Например, добавить небольшое содержание оливкового масла, которое стоит гораздо дороже. И производитель сразу попадает в новую нишу между 100 и 200 рублями, которая интересна потребителю", — говорит Иван Федяков.
Кстати, в INFOLine тоже считают, что всплеск инфляции не связан с изменением НДС. Предприниматели уже давно трудились себе в убыток — работали на красные ценники и откладывали повышение цен.
Налоговая реформа стала отличным поводом сделать то, о чем все давно мечтали, — ценники переписать.
“
Повышение НДС транслируется на повышение цен поставщиками, которые могут себе это позволить, то есть фактически монополистами. Компании, работающие на конкурентных рынках, в том числе и наша, практически все повышение ставки НДС вынуждены брать на себя за счет уменьшения прибыли.
Александр Шереметьев
генеральный директор АО «Нева металл посуда»
“
По нашим оценкам, за минувший год себестоимость строительства и так увеличилась на 5%. А с 1 января 2019 года, как только НДС повысился на 2%, пропорционально выросла стоимость контрактов на строительно–монтажные работы. У 60% наших поставщиков на те же 2% подорожали стройматериалы. Понесенные девелоперами издержки приведут к росту цен на недвижимость.
Геннадий Щербина
генеральный директор группы «Эталон»