Банкротные риски метро. "Дочки" "Метростроя" банкротятся на фоне конфликта со Смольным

Автор фото: Антон Ваганов
Претензии ФНС и контрагентов к дочерним структурам и подрядчикам ОАО "Метрострой" растут на фоне конфликта акционеров компании и городских властей за контроль над монополистом петербургского подземного строительства.
На прошлой неделе арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял к производству иск компании "Лира" о несостоятельности ООО "СМУ № 13 Метрострой", в котором ОАО "Метрострой" имеет долю 70% в уставном капитале, еще 20% принадлежит самой компании. Арбитраж отказал "Лире" в обеспечительных мерах в виде ареста счетов СМУ–13, поскольку в октябре суд уже наложил арест на 38 млн рублей, лежащих на счетах компании, по иску АО "Беатон" о взыскании за поставки.
В 2017 году СМУ–13 показало выручку 3,05 млрд рублей. Сегодня основным заказчиком компании по госконтрактам является АО "Особая экономическая зона промышленно–производственного типа "Моглино" в Псковской области. Два соглашения на строительно–монтажные работы по дренажной системе зоны, водопроводной сети, канализации стоимостью 674 млн и 695 млн рублей были заключены в 2015 году и имеют статус незавершенных.
Очередной банкротный иск к дочерним структурам "Метростроя" в ноябре подала ФНС. Сумма претензий к ЗАО "Строительно–монтажное управление № 9 "Метрострой" составляет 98 млн рублей. В 2017 году СМУ № 9 (73,9% в нем принадлежит головной компании, остальное — гражданам РФ) показало выручку 1,452 млн рублей.
Ранее налоговые органы подали заявления о несостоятельности ЗАО "Управление — 15 Метрострой" и ЗАО "Семнадцатое управление Метрострой", в которых главный строитель петербургского метро владеет долями в размере 20%.
В ОАО "Метрострой" проблемы субподрядных организаций связывают с приемкой и оплатой уже выполненных работ городскими властями. "Длительные сроки рассмотрения заказчиком документации по уже выполненным работам, споры по размеру цен на материалы, оборудование, машино–часы, длительное прохождение финансовых процедур, связанных с банковским сопровождением, — все это приводит и к задержке уплаты налогов", — сказала "ДП" представитель компании Екатерина Гигиняк. Она отметила, что нерешенным вопросом является компенсация затрат на выплату заработной платы и налогов на соцстрахование и НДФЛ. "Сметами контрактов предусмотрены настолько низкие тарифы на заработную плату, что генподрядчику, субподрядным организациям приходится доплачивать своим сотрудникам за счет собственной прибыли и кредитов, чтобы коллективы продолжали работать", — пояснила она.
Напомним, что Смольный до сих пор окончательно не принял работы компании на стадионе на Крестовском острове, где прошли матчи чемпионата мира по футболу. Комитет по строительству подал иски к "Метрострою" о взыскании 1,4 млрд рублей непогашенных авансов по этой стройке.

Возможные связи

В банкротстве по искам ФНС находятся еще две формально не связанные с ОАО "Метрострой" структуры: принадлежащие частным лицам ЗАО "СМУ 27 Метрострой" и субподрядчик ЗАО "Строительно–монтажное управление — 11 Метрострой". С последнего налоговая хочет взыскать более 1 млрд рублей, летом в компании ввели процедуру наблюдения. В реестр кредиторов входит и сам "Метрострой". В конце ноября суд отказал в удовлетворении ходатайства СМУ–11 о принятии обеспечительных мер в виде запрета Федеральной службе судебных приставов проводить продажу имущества компании, ранее арестованного в рамках исполнительного производства. Электронные торги по двум лотам с начальной ценой 1,7 млн рублей назначены на декабрь.
В ОАО "Метрострой" на вопрос "ДП" о возможности привлечения к субсидиарной ответственности в рамках данного банкротства сообщили, что юрлицо не является их дочерним предприятием.
При этом ОАО "Метрострой" владеет 49% в ЗАО "Строительно–монтажное управление № 11 Метростроя" (не путать с ЗАО "Строительно–монтажное управление — 11 Метрострой"), еще 25% находится в собственности Андрея Морозова — в прошлом члена совета директоров головного "Метростроя". Он же является гендиректором СМУ № 11 и СМУ–11 (примечательно, что обе компании зарегистрированы по одному адресу). В 2018 году Морозова привлекли к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и задержку при выплате зарплат, которая в феврале привела к забастовке проходчиков на участке между станциями "Театральная" и "Горный институт".
"Закон достаточно широко описывает понятие лиц, считающихся заинтересованными по отношению к должнику: речь может идти не только об учредителях, это могут быть члены совета директоров, родственники. Если эту связьвозможно проследить и допустить, что эти частные лица, связанные с "Метростроем", могли в период выполнения своих обязанностей так или иначе определять решения, принимаемые в компаниях–банкротах, либо определять условия сделок, в которые вступали компании–банкроты, то, безусловно,эта цепочка может быть использована для привлечения головной компании к субсидиарной ответственности", — сказала "ДП" руководитель проектов бюро "S&K Вертикаль" Наталья Колерова. В этом случае головная компания должна будет оплатить непогашенные либо признанные судом долги подконтрольных структур. "С точки зрения прямых рисков — это только деньги. Но наличие прав требования по денежным обязательствам, требований о взыскании по спору о привлечении к субсидиарной ответственности, безусловно, является усилением любой переговорной позиции. Кроме того, эти требования могут быть проданы третьим лицам. Это логично, поскольку для кредиторов, в первую очередь ФНС, не имеет значения, откуда поступят денежные средства для удовлетворения их требований", — добавила Колерова.
С ней согласна партнер "Апелляционного центра" Карина Епифанцева. "В рамках дел о банкротстве "дочек" могут быть поданы заявления о взыскании убытков, привлечении к субсидиарной ответственности, в том числе адресованные основному акционеру. Например, если имело место одобрение убыточных сделок, сделок с заинтересованностью. Помимо этого есть механизм привлечения к субсидиарной ответственности фактического бенефициара наряду с номинальным руководителем. В таком случае "дочки" в лице конкурсных управляющих, а также конкурсные кредиторы "дочек" смогут банкротить головную компанию. Кроме того, ФНС обладает полномочиями доначислить налоги всей группе компаний. Думаю, если будет политическая воля, то претензии появятся и к головной структуре", — сказала она.
В свою очередь, в компании подчеркнули, что располагают достаточными активами для выхода из гипотетических ситуаций привлечения к ответственности по задолженности аффилированных структур.

Вопрос контроля

Многолетняя история с желанием городских властей получить контроль над монополистом в очередной раз актуализировалась после прихода в Смольный врио губернатора Александра Беглова.
О проведении допэмиссии заявил вице–губернатор Игорь Албин. Этому предшествовали обвинения генподрядчика в срыве сроков строительства трех станций Фрунзенского радиуса — "Проспекта Славы", "Дунайского проспекта" и "Шушар", которые должны были сдать в декабре. Власти признали, что открыть их до конца года не удастся, и пригрозили компании разрывом госконтракта. В самом "Метрострое" ссылаются на нарушение условий соглашения заказчиком.
Далее речь пошла о демонополизации отрасли и участии в строительстве петербургского метро иногородних или иностранных подрядчиков.
Несколько ранее КРТИ подал иск на 1 млрд рублей из–за недоработок на станциях "Новокрестовская" и "Беговая" Невско–Василеостровской линии.
В последние недели "Метрострой" и Смольный окончательно перенесли конфликт в публичную плоскость: почти ежедневно стороны обмениваются взаимными обвинениями в СМИ.
На прошлой неделе Александр Беглов заявил, что "Метрострой" "не должен вводить город в долговую яму". 4 декабря на совещании по развитию метрополитена он подтвердил планы Смольного: "Город должен иметь контрольный пакет акций ОАО "Метрострой".
На этом же совещании вице–губернатор Игорь Албин сообщил, что в течение 2019 года Смольный сделает имущественный взнос в сумме 1,5 млрд рублей для увеличения своей доли в акционерном капитале. "Это поможет провести санацию или финансовое оздоровление предприятия", — сказал он.
В настоящее время город контролирует 46% компании: 21% — напрямую (через комитет имущественных отношений), еще 25% — через ГУП "Петербургский метрополитен", принадлежащее администрации. Крупными акционерами ОАО являются член совета директор Вадим Александров (13,6%) и его сын Николай Александров (24,2%), остальные акции распределены среди более чем 2,5 тыс. миноритариев.
По итогам 2017 года выручка ОАО "Метрострой" составила более 31,9 млрд рублей, чистая прибыль — 491 млн рублей.
Между тем, по некоторым оценкам, в ситуации с "Метростроем" большую часть кредиторской задолженности дочерних структур составляют обязательства перед головной компанией. При этом основное имущество холдинга сосредоточено именно в "дочках", а на ОАО висят кредиты и акции, поэтому в банкротствах и активах может быть заинтересована часть акционеров.