Отдать концы у памятника. Комитет по транспорту борется за набережные

Автор фото: Сергей Коньков

Комитет по транспорту хочет получить право брать в безвозмездное пользование набережные. Таким образом город хочет влиять на стоимость швартовки к причалам.

Комитет подготовил поправки в федеральный закон "Об объектах культурного наследия", согласно которым получит право брать эти объекты в безвозмездное пользование. Речь идет о набережных в историческом центре. Ранее такое право у комитета уже было, но он лишился его после поправок в федеральный закон, принятых весной 2017 года.
После этого подконтрольное комитету петербургское ГКУ "Агентство внешнего транспорта", которое последние 4 года курирует развитие проекта "Городские причалы Санкт–Петербурга", было вынуждено платить за аренду набережных на общих основаниях.
В 2016 году у агентства было 15 причалов, на которых работали шесть частных перевозчиков. Сегодня у него 18 причалов, за два из которых ведомство платит арендную плату в размере 100 тыс. рублей в навигационный период (с 1 мая по 1 ноября). Эти два причала перешли в его управление после вступления в силу поправок.
Как отметил замдиректора агентства Евгений Батраков, организация планирует ежегодно добавлять в городскую сеть причалов по два–три участка. "Мы не планируем включить в свою сеть все набережные. Просто сейчас мы уже начали платить аренду, и в будущем году будет появляться по несколько участков, за которые также придется платить. Этой поправкой в законе мы пытаемся оптимизировать свои затраты на содержание причалов. В случае принятия поправки нам не нужно будет принимать участие в конкурсной процедуре, а значит, обстановка с развитием сети будет стабильной", — пояснил он.

Небесплатные набережные

В мае прошлого года СПб ГБУ "Мостотрест" получило от КИО в оперативное управление 247 участков набережных и теперь сдает их в аренду через аукционы. Как сообщили в пресс–службе учреждения, за это время число арендаторов выросло в 2 раза — в прошлом году их было чуть более 40 (доход от аренды тогда составлял 42 млн рублей), а сегодня сдается 83 участка. В "Мостотресте" отказались предоставлять "ДП" данные об основных арендаторах.
Судя по недавно проведенным аукционам, победить на них не составляет труда: нередко в торгах участвуют две компании, одна из которых даже не назначает свою цену. Таким образом в августе судоходная компания "Белые ночи" выиграла аукцион на аренду участка набережной Невы Дворцовый мост — Благовещенский мост. Несмотря на то что участок расположен в центральной части города, аренда небольшая — 133 тыс. рублей в месяц.
Кроме аукционов "Мостотрест" сдает набережные в аренду через преференции УФАС. Если на участок претендует лишь одна компания, она может получить его без торгов, но только на 3 года (через аукцион — на 5). Разрешения на льготную аренду предоставляются на территории, которые внесены в программу по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Участники рынка сообщают, что нередко компании выигрывают участок набережной на аукционе, а потом автоматически продлевают договор как добросовестные арендаторы. Так, некоторые игроки занимают причалы десятилетиями, причем сразу несколько в одном месте. К примеру, "Аква–экскурс" арендует два причала на набережной Мойки, а "Самсон" взял в аренду несколько причалов на канале Грибоедова.

Город меняет рынок

Преимущество сети городских причалов заключается в едином тарифе на швартовку для всех перевозчиков, говорят в комитете. Средняя цена швартовки на частных причалах доходит до 3 тыс. рублей. Стоимость швартовки на государственных — от 350 до 600 рублей. "Создание сети причалов общего пользования привлекает новых перевозчиков, которые по разным причинам не намерены пользоваться причалами, находящимися в аренде у частных операторов", — отметили в комитете по транспорту. Сегодня через городские причалы проходит более 30 различных маршрутов, причалами пользуются такие крупные компании, как "Смольнинское пароходство", "Астра–Марин" и "Нева Тревел Компани". Общий пассажиропоток превышает 100 тыс. человек, что принесло в казну по состоянию на начало октября 20 18 8,7 млн рублей.
Эксперты отмечают, что в основном городские причалы находятся в невыгодных с транспортной точки зрения местах. "По моим оценкам, из всех городских причалов реально загружены только три–четыре, остальные на 90% простаивают", — считает исполнительный директор "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов.
"Городские причалы хорошо оборудованы, я считаю эту затею хорошей инициативой. Мы пользуемся ими, чтобы увеличить число посадок", — отметил заместитель руководителя компании "Корвет" Дмитрий Семенилкин. Он добавил, что перевозчики должны иметь и свои причалы как базы для судов. У "Корвета", например, два причала. Расходы на их содержание и пользование примерно одинаковые.
Увеличению роли государства на рынке причалов рады не все. "Мы арендуем у города шесть причалов, за которые несем ответственность — платим арендную плату, строим понтоны, занимаемся техобслуживанием. А другим фирмам нет необходимости вкладывать в это развитие свои средства. Себестоимость содержания одного причала вырастает до 500–600 тыс. рублей ежемесячно", — говорит исполнительный директор "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов. Примечательно, что сложилась ситуация, когда одна городская структура платит аренду другой. "Это то же самое, что перекладывать деньги из правого в левый карман — глупо. Считаю правильным, что комитет обратил внимание на эту неточность", — прокомментировал президент городской Ассоциации владельцев пассажирских судов Владимир Родионов.
Впрочем, далеко не факт, что комитет по транспорту получит–таки набережные бесплатно. Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем по инициативе региона поменять федеральное законодательство.