Что тот Тони Роббинс, что этот. Ораторское мастерство Радзинского

 

На прошлой неделе Петербург посетил Тони Роббинс российского масштаба. Чтобы послушать залетного москвича — эксцентричного писателя, сценариста и телеведущего Эдварда Радзинского, петербуржцы собрались в большом зале филармонии. Площадка была набита битком. Публика пришла самая разношерстная. И пенсионеры, и IT–предприниматели, приходили с детьми и с любимой девушкой.
Темы лекций — что у бизнесмена, чье состояние оценивается в $540 млн, что у историка, чей доход поскромнее, — звучат малопривлекательно. У одного позитивные вибрации, у другого — весь мир театр. Тут все ясно: в XXI веке люди ходят не на темы, ходят на спикеров. И все же говорить мастера убеждения могут не все что угодно, ведь иначе можно натолкнуться на шквал негатива в СМИ и соцсетях от недовольных фанатов. Часто шумиха после концерта интереснее и умнее того, что было во время.
В свои 82 года Радзинский держит за жабры аудиторию так, как 58–летнему американцу и не снилось. После его лекции некоторые особо прозревшие стонали: мол, Тони поисписался (в смысле понавыступался). Уже не тот, не так цепляет. После 2 часов монолога Радзинского на фоне органа и позолоченного стула эмоции у зрителей были другие: ничего себе, ого, на одном дыхании, вот он дает! И ведь он выступает часто.
Шоу Роббинса стоило россиянам 822 млн рублей, Радзинский обошелся подешевле. Чтобы попасть в "Олимпийский" и услышать прописные истины, посетители заплатили десятки тысяч рублей. Билеты в филармонию тоже не сказать чтобы были уж очень дешевы.
Оба спикера на самом деле говорили о власти — над собой, обстоятельствами и другими. Оба одним щелчком умеют вводить умную аудиторию в состояние прочнейшего транса. Оба кормят фанатов общими словами и известными фактами. Маловато тех, кто не в курсе, что надо верить в себя и тогда все получится. Чуть больше людей, которые не знают, что во время расстрела Романовых пули отскакивали от корсетов принцесс и оттого их потом добивали штыками. Или что Распутин ходил в баню с голыми женщинами.
Но историк–архивист (диплом у Радзинского по этой специальности) умеет захватывающе рассказать, с какой страстью можно гоняться за документами и как сложно спать после того, как читал дневники убийц. Так что в пересчете на пользу у него вышло лучше, чем у зарубежного магистра. В общем, и там и там была полезная информация. Но очевидно, что на такие шоу ходят не за ней. Для бизнеса ораторское искусство, подача, НЛП и маркетинг иногда поважнее, чем суть. Именно поэтому бизнесмены ищут идеи для развития и учатся умению самопрезентаций в выступлениях разных публичных ораторов. Для выполнения этих целей необязательно ходить на лекции бизнес–гуру, ведь все публичные выступления проходят по одинаковой методике. Поэтому бизнесменов, особенно молодых, часто можно увидеть на мероприятиях, которые на первый взгляд слабо связаны с деловой сферой.