Красно–желтые дни. Не надо терзаться вопросом: стоило ли нам брать Бастилию?

Автор фото: "ДП"

Между двумя ноябрьскими праздниками — пара суток. И целая жизнь тоже. С точки зрения смысловой нагрузки работать «красные» дни, конечно, должны вместе — как действие и его осмысление, или наоборот — тут уж на усмотрение празднующего. «ДП», со своей стороны, подобрал подходящий для этого антураж: что посмотреть, почитать, послушать и съесть в разгар гуляний.

Кино "Ангелы революции", Алексей Федорченко

В России нет режиссера, работающего с национальными и государственными мифами лучше, чем Алексей Федорченко. "Ангелы революции" — его, пожалуй, главное достижение в этом направлении. По сюжету миссионеры–революционеры из Москвы приезжают в тундру, чтобы пером и мечом обратить хантов и ненцев в коммунистическую веру — добиться, так сказать, народного единства. Все, что дальше, — иррациональная стихия, в равной степени нежный и бесстрашный взгляд на Октябрьскую революцию и ее последствия. Лента, которую нужно показывать по центральным телеканалам два раза в год — 4 и 7 ноября.
Цитата: «Пеларгония  — та же самая герань, но скажите  «пеларгония»  — и вам по–другому представятся русские города».
"А почему вы в этом (набедренная повязка туземцев. — Ред.)? — Изучаем! Мировая же революция".

Книги

"Чевенгур", Андрей Платонов

Наталья Полтавцева описывала "Чевенгур" как "рассказ о крушении мифа о первотворении модели идеального государства". То есть, перефразируя великого филолога, можно сказать, что роман Платонова — история о неспособности революции преобразиться в народное единство. Он, конечно, гораздо шире любых односложных определений и наспех сформулированных тем, но даже в скованном контексте двух ноябрьских праздников остается чуть ли не самым метким текстом, написанным на русском языке.
Цитата: "В комнате рожала женщина и всю ночь громко тосковала. Муж ее бродил без сна, шагая через Дванова, и говорил себе с удивлением: "В такое время… В такое время…" Он боялся, что в беде революции быстро погибнет его рождающийся ребенок".

Музыка

"Гражданская оборона", "Русское поле экспериментов"

Безусловный пророк русской жизни Егор Летов на пике своих эмоциональных возможностей. РПЭ — песня одновременно про революцию и про стагнацию, про народ и про трагедию личности, про наше прошлое, настоящее и будущее, конечно. Она начинается со страшного "Трогательным ножичком пытать свою плоть" и заканчивается яростным "Вечность пахнет нефтью". А между этими двумя строчками — вся история России.
"Гениальные мыслишки — мировые войнушки""Неофициальные пупы земли""Эмалированные части головных систем""Инстинктивные добровольцы""Во имя вселенной и хлебной корочки""Люди с большой буквыСлово "люди" пишется с большой буквы"

Живопись

"Свобода, ведущая народ", Эжен Делакруа

Рубрика "Что там у них?" У несчастных французов вот, например, поводов для праздников несравнимо меньше, чем у счастливых нас. Годовщина революции и День народного единства — один день; 14 июля — всеобъемлющий и действительно национальный праздник, в который, кажется, невозможны дискуссии вроде: "а стоило ли нам брать Бастилию"? Символ народной победы и олицетворение девиза "Свобода, Равенство, Братство!" — девушка Марианна античной внешности и пролетарского темперамента, шагающая с голой грудью по трупам. Что говорить, душа и тело республики.

Еда

Каша "Алтынная"

Старейший рецепт, который высоко ценился и во времена Минина с Пожарским, и у революционеров XX века. Народно–объединяющую кашу готовили в трактирах, вместе со щами и водкой, она стоила 1 алтын (3 копейки).
Ингредиенты: крупа гречневая — 100 г, пшено — 100 г, cердце куриное — 200 г, печень куриная — 200 г, лук репчатый — 1 шт., морковь — 1 шт., хрен готовый — 1 ст. л., горчица готовая — 1 ст. л., мед — 1 ст. л., масло растительное — 50 мл, соль, зелень, лук зеленый.
Гречку смешать с пшеном и промыть теплой водой, чтобы пшено не горчило. Залить водой в соотношении 1:2, посолить и варить при закрытой крышке на медленном огне 20 минут. Параллельно отварить субпродукты (в старину на бульоне варили щи, а затем печень и сердце использовали для каши), обжарить лук и морковь. Добавить на сковороду печень и сердце. Добавить мед, сразу после — горчицу, хрен, соль. Перемешать и тушить 10–15 минут. Добавить уже сварившуюся кашу, перемешать, выключить огонь. Оставить томиться на 10 минут. Посыпать зеленью. Готово.