Отмена акциза поможет снизить цены на топливо

 

Рынок ждет сильного скачка цен в начале 2019 года, но мы видим, что стоимость увеличивается уже сейчас. Наиболее ярко этот тренд можно заметить в независимой рознице. Уже сейчас цены у этих игроков выше, чем у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). И это не спекуляции или крик души, а оправданная рынком цена, которая соответствует текущей экономике бизнеса. Независимые операторы АЗС не могут находиться в условиях заморозки цен, в отличие от нефтяных компаний. Мы работаем исходя из стоимости топлива на оптовом рынке, а биржевые показатели сейчас бьют новые и новые рекорды.
Если исходить из того, что события будут развиваться, как планирует правительство, рост стоимости примерно на 10 рублей за литр с начала года — более чем реальный сценарий. И данная цифра исходит из понимания экономики топливного бизнеса, а не "хотелок" операторов АЗС. О сверхприбыли речи не идет — ее нет и уже не будет. Но адекватная доходность от бизнеса все–таки должна быть. Иначе независимые игроки исчезнут как класс. Если независимых игроков не станет, а курс идет именно на это, то сфера останется без рыночного инструмента регулирования цен, и тогда любую стоимость топлива назовут оправданной.
Конечно, регулятор будет предпринимать все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы сдержать цены на более низком уровне. Но инструментов для этого у правительства недостаточно. Сегодня все вопросы решаются в основном на договорной основе. Это негласный метод директивного управления.
Нефтяные компании не рады таким решениям, но вынуждены следовать принятым правилам и не допускать роста цен до реального рыночного уровня. Если бы ручного управления не было, цены оказались бы существенно выше. Если мы не хотим полностью уничтожить топливный рынок страны, а сегодня именно так должен ставиться вопрос, отпуск розничных цен становится неизбежным.
Не исключаю, что цены в рознице в ближайшее время все–таки будут разморожены. Это будет сделано, чтобы не допустить слишком резкого скачка, когда в силу вступят новые акцизы. Чем дольше стоимость будет сдерживаться, тем стремительнее и страшнее окажется рост. То есть в ближайшие 2 месяца ВИНКи постепенно будут подтягиваться к ценам независимых игроков.
Сейчас создаются такие условия, когда внутренний рынок более обременен налогами, чем внешние рынки. Если остановить политику сдерживания, мы будем покупать топливо дороже, чем наши коллеги из других стран. Я думаю, что это откровенно вредительский подход, особенно в текущей ситуации, когда в целом и доходы населения падают, и ряд отраслей находится в кризисном положении.
Если смотреть вглубь проблемы, решение лежит в плоскости налоговых требований. Один только акциз сейчас составляет 15% от цены, а в 2019 году этот налог составит пятую часть от стоимости. Отмена акциза даст запас прочности, позволит получить адекватную доходность от бизнеса и поможет снизить цены.
Павел Баженов, президент Независимого топливного союза