Георгий Вермишев Все статьи автора
22 октября 2018, 09:18 2226

Городские островитяне. Бизнес и жители Васильевского острова

Фото: Интерпресс

Василеостровский район формировался как деловой квартал вокруг портовой зоны. Прошло три века, но порт и сегодня — ключевая точка роста.

Правда, с востока он переехал на запад. Зато жители Васильевского острова остались прежними. Что ни говори, а это люди особой культуры. Возможно, дело в водных границах. Даже сейчас, когда разводка мостов больше не проблема, здесь живут с ощущением изоляции. Но это еще и особая социальная среда.

Преображение Васиной деревни. Европейское прошлое и демократичное настоящее Васильевского острова

Преображение Васиной деревни. Европейское прошлое и демократичное настоящее Васильевского острова

3183
Святослав Белянский

Район студентов и ученых

Считается, что Василеостровский район — один из самых стареющих в Петербурге. Если сейчас, по данным Петростата, доля молодежи от 18 до 29 лет составляет 21,4%, то к 2021 году возможно ее снижение до 13,3%. Однако на бизнес этот процесс не влияет, уверена доцент департамента менеджмента ВШЭ Елена Кудрявцева: "Чем выше уровень образования и статус человека, тем вероятнее, что он работает в центре города. Единственное, что образованные предпочитают покупать в своем спальном районе, — это еда и бытовая химия. Поэтому бизнесменам не надо переживать. Магазины и рестораны здесь будут всегда востребованы", — считает эксперт.

Ресторанам, и правда, живется вольготно. По обороту общественного питания Васильевский занимает второе место в городе с долей 14% (7 млрд рублей). Спрос, помимо местных, формируют и студенты. Каждый день на занятия приезжают порядка 55 тыс. человек (население всего района — 208 тыс.). Здесь действует более 50 вузов и их основных факультетов.

Удивительно, но при этом почти не развита инфраструктура для молодежи, на что часто жалуются студенты. "На территории низкий уровень активности "между зданиями", общественные пространства не развиты и скучны. Места, в которых могла бы кипеть студенческая жизнь, не обустроены: площадь Сахарова является, по сути, парковкой, а Биржевая линия с зеленым променадом посредине пыльна и также заставлена машинами. Нарушает связанность территории и отсутствие прямого выхода на Большой проспект", — рассказывает Александра Ненько, руководитель Лаборатории качества комфортной жизни ИТМО.

Торговаться негде

А вот качественного торгово–развлекательного комплекса у жителей Васильевского острова до сих пор нет. Надежды инвесторов построить ТРЦ над станцией метро "Василеостровская" разбились о запрет властей еще в 2014 году. Сейчас единственным крупным объектом остается торговый комплекс "Шкиперский молл", хотя и он на старте не отличался высокой проходимостью.

"Ключевая причина — сложность с привлечением аудитории извне, — так объясняет ситуацию руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт–Петербурге Владислав Фадеев. — Можно рассчитывать только на жителей острова, а их недостаточно, особенно в исторической его части. После открытия ЗСД доступ в Приморскую часть острова стал существенно легче, поэтому вероятность появления новых ТЦ растет".

Всё могут короли. Знаковые долгострои Васильевского острова

Всё могут короли. Знаковые долгострои Васильевского острова

24626
Антон Тарануха

Неплохие перспективы для развития есть у ТЦ "Балтийский" на Большом проспекте. Сейчас он в большей степени ориентирован на модный шопинг. Но вокруг много территорий под редевелопмент, а к концу 2019 года должна заработать станция метро "Горный институт".

"Здание имеет крайне удачное расположение и необходимые для расширения спектра услуг площади. В любом случае хороший ребрендинг и реконструкция обойдутся дешевле строительства нового торгово–развлекательного центра", — считает Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands Development (сейчас строит лофт–апартаменты на набережной Макарова).

Однако самыми привлекательными для девелоперов торговой недвижимости эксперты называют намывные территории.

Новая земля

За последние 3 года в Василеостровском районе введено 352 тыс. м2 жилой недвижимости, это не очень много на общем фоне (3,6%). Девелоперам оказалось сложно строить на намывных территориях из–за проблем с инфраструктурой, большая часть проектов до сих пор на стартовой стадии, так что внятные очертания район примет нескоро — минимум к 2024 году.

То, что построено сейчас, — выглядит как экономкласс в Девяткино, а не парадный фасад города–памятника. "Почему–то девелоперы рассматривают этот район как дешевый. А лицевая часть — по–моему, ничего. Проект Glorax Development может нравиться или нет, это квартал около порта, но во всяком случае качественная архитектура, а дальше до ЗСД наша архитектура (проект застройки от ЛСР. — Ред.), она априори хорошая", — говорит руководитель архитектурного бюро "Студия 44" Никита Явейн.

По мнению эксперта, главный вопрос: удастся ли отстоять двухкилометровый парк, который проходил бы через всю территорию намыва. "У нас подобного в городе нет. Пусть он будет неширокий, но вытянутый. Это прогулки, велосипеды, коньки. Линейный парк — это вообще модный тренд сейчас", — говорит архитектор.

Серый пояс

Строительство ведется и на бывших промышленных территориях. Здесь уже сложились две основные точки роста. Первая — это территории на Уральской улице, где за счет продолжения набережной Макарова, открытия Серного моста и ЗСД резко улучшилась транспортная ситуация. Чтобы благоустроить территорию, компании Docklands, которая строит там лофт–квартал, пришлось потратить десятки миллионов рублей. Это инвестиции, в том числе они пошли на высадку хвойных деревьев.

Еще одна точка для развития проектов в сфере редевелопмента — территории вокруг Кожевенной линии. Там уже работает креативное пространство "Порт Севкабель", до конца года планируется найти арендаторов на 35% полезных площадей, а со следующего года выйти на полную загрузку. Сам завод сейчас проектирует новую высокотехнологичную площадку за чертой города, это даже не переезд, потому что по сути производственные мощности создаются с нуля.

Проблема в том, что процессы идут небыстро и пока что новые культурные пространства окружены унылой промзоной.

"С некоторыми соседями в Гавани мы общаемся и обсуждаем возможности партнерства, однако сейчас сконцентрированы на развитии нашей территории, — рассказал Сергей Ярмилко, руководитель "Севкабеля". — Доход от стандартных форм аренды стабилен и предсказуем, а креативное пространство, по сути, рентный бизнес нового поколения, который помимо рисков, связанных с дополнительными инвестициями, в настоящий момент остается недооцененным и не всем привычен и понятен".

Так что, если процесс джентрификации Василеостровского района и стартует, растянуться он рискует надолго. С другой стороны, у инвесторов будет время подумать.

Освоение намывных территорий происходит по привычному сценарию: сначала появляются якорные проекты жилья, которые потом обрастают инфраструктурными объектами, в том числе транспортными. Так, недавно представленная городом концепция развития транспортной инфраструктуры на намыве предусматривает появление 14 новых дорог. Помимо проспекта Крузенштерна планируется построить бульвар Александра Грина, улицы Шефнера, Чирикова, Челюскина и другие. Новые магистрали существенно улучшат ситуацию и обеспечат удобные выезды на Западный скоростной диаметр.
Дмитрий Коновалов
управляющий партнер Glorax Development
Василеостровский район хорошо продувается с залива, поэтому проблема загрязнения воздуха там не стоит так остро. Зато есть другая — недоделанный намыв, который провоцирует пыльные бури. Думаю, в ближайшее время запыление будет главной проблемой для жителей прилегающих кварталов. Ну и конечно, жесткий дефицит рекреационных территорий, из–за чего уже сейчас возникают понятные скандалы, как, например, со строительством апартаментов в устье Смоленки. Кроме того, под вопросом судьба старого загрязнения в районе Шкиперского протока. Там проводились работы по дезактивации, но достоверной информации, удалось ли все очистить, у меня нет.
АЛЕКСАНДР КАРПОВ
директор центра экспертиз "Эком"

В пользу бедных

Директор института урбанистики "Среда" Олег Паченков — о намыве, креативе и сложностях с подвозом продуктов.

Одна из отличительных особенностей Васильевского острова — тут почти нет элитного жилья. С чем это связано?

— С транспортной доступностью, прежде всего. Вторая причина — отсутствие территории, которая не предполагает больших инвестиций в редевелопмент. Все уже занято, а то, что осталось, требует огромных денег.

Тем не менее появляются проекты креативных индустрий, которые раскачивают территорию, делают ее более привлекательной для будущих инвестиций. Ситуация может поменяться, но постепенно, и это будет зависеть от макроэкономической ситуации. Будут деньги — будут изменения.

Улучшение транспортной ситуации в связи с появлением ЗСД и Серного моста повлияет на развитие?

— Да, но это не может быть единственным фактором. Очевидно, остров стал более доступным и привлекательным. Но внутри района ситуация сильно не изменится. Ширина улиц не поменяется, плотность движения только вырастет. Сейчас даже подвоз продуктов в сетевые гипермаркеты затруднен.

Может быть, государство может как–то помочь расселить промзоны, чтобы стимулировать изменения?

— В других странах не было такой кусочной приватизации, там нет такой проблемы, что один объект имеет десятки, а то и сотни собственников. Не верю, что город может решить эту проблему, тут нужно менять законодательство.

Если бы были деньги, как у Москвы, можно было бы подумать, но у Петербурга и так растет дефицит бюджета, мы не можем себе позволить такие проекты.

Что думаете про развитие намыва?

— То, что там построили, довольно чудовищно. С другой стороны, это демократизирует локацию. Почему только богатые люди должны жить с видом на залив? Строить масштабные проекты одним девелопером только в одном классе нельзя. Проекты должны миксовать разные классы жилья.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама