Раньше структура комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Петербурга была одной из самых эффективных в РФ: именно здесь создавались и отрабатывались современные механизмы управления и распоряжения госимуществом. "Практика в сфере приватизации была полностью перенесена правительством РФ на федеральный уровень. Регионы только сейчас начинают внедрять широкие продажи госимущества, а в Петербурге аукционы идут с 1991 года. До 2015 года КУГИ был самым доходным комитетом", — сетует экс–чиновник Смольного.
Сейчас же идет обратный процесс: доля поступлений в бюджет от аренды и продажи госимущества постоянно снижается: в 2015 году — 27,7 млрд рублей, в 2016–м — 24,8 млрд, в 2017–м — 22,1 млрд.
Эксперты видят причину в неудачной реформе имущественного блока. Михаил Мокрецов, став вице–губернатором в 2015 году, объединил КУГИ и КЗРиЗ, упразднив районные агентства КУГИ. Меньше чем через год в дополнение к КИО была создана госинспекция, которой передали часть полномочий комитета. В прошлом году часть функций КИО была передана нескольким подведомственным структурам. Но, по словам участников рынка, две из них — ГКУ "Имущество Петербурга" и ГБУ "Агентство по развитию имущественного комплекса СПб" — со своими функциями не справляются.
"Реформы КИО обернулись потерей профессиональных кадров, утратой компетенции, авторитета, влияния, доходности и в итоге привели комитет к полному краху. Когда–то стройная система управления горсобственностью перестала работать, управление имуществом откатилось на 25 с лишним лет назад, в эпоху постперестроечного хаоса", — считает бизнесмен, занимавший ранее пост в Смольном. Иллюстрацией неэффективности работы может послужить и огромная арендная задолженность, увеличившаяся в разы за последние 3 года работы КИО. По мнению собеседника, это значит, что не налажен механизм работы с арендаторами.
Однако процесс реформ запущен. Так, ЗС Петербурга в ближайшее время изменит городской закон о приватизации и продаже госсобственности, где особое положение занимает подконтрольный КИО Фонд имущества (ФИ). ФИ имеет монопольное право продажи региональных активов, что побудило петербургское проверить факт соблюдения антимонопольного законодательства. По данным УФАС, отсутствие конкурса на выбор продавца госимущества препятствует участию в этих торгах других площадок. Также антимонопольщики выявили противоречие регионального закона федеральному закону "О приватизации" (№ 179–ФЗ).
На основании проверки выдано четыре предупреждения губернатору и ЗС с требованием устранить нарушения. Впрочем, как отмечают юристы, лишение прав на проведение внеконкурсной приватизации и продажу городского имущества, по сути, делает наличие фонда бессмысленным.
Свою роль в переделе имущества готова внести и прокуратура Петербурга, которая заявила, что проводит проверку исполнения законодательства о защите прав инвесторов. Надзорный орган намерен узнать, как инвестиционный блок реализует полномочия в сфере инвестиционной деятельности, а также при заключении концессионных соглашений, указано в сообщении.