Под аплодисменты блогеров. О декриминализации лайков

 

Свершилось! Уголовное наказание за экстремистские посты в соцсетях будет смягчено — в Госдуму президентом России внесен законопроект о частичной декриминализации соответствующей нормы уголовного законодательства (ст. 282 УК РФ). Как многим уже известно, Владимир Путин предложил не привлекать к уголовной ответственности (а до сих пор за репост чего–нибудь экстремистского можно было схлопотать "пятерочку") за деяния, которые совершены однократно и не представляли серьезной угрозы для основ конституционного строя и госбезопасности. Впрочем, уголовное наказание законопроект все–таки оставляет — в том случае, если до этого в течение года гражданин был привлечен по "экстремистской" статье к административной ответственности.
Посадки за репосты стали одной из самых горячих тем лета. Согласитесь, это выглядит диковато, когда человек может сесть в тюрьму (или получить условный срок) за размещенную в соцсетях информацию. Очевидно, что избыточно жесткий закон надо было подправить, и вот на сцену выходит глава государства и под одобрительные возгласы блогеров смягчает "экстремистскую" статью. По похожему сценарию, кстати, развивалась и история с повышением пенсионного возраста, когда реформа, вызывающая у большей части населения гнев и раздражение, была скорректирована президентом. То есть в правительстве или Госдуме пишут плохой закон, но в последний момент в дело вмешивается хороший президент, и тут же воцаряется справедливость. Хотя, скорее всего, ситуация сложнее. Просто в заботливо выстроенной вертикали власти никто не решается брать на себя ответственность, и ни у кого, кроме президента, нет достаточного политического веса и влияния. Поэтому выступать с идеей отменить уголовку за репосты пришлось Владимиру Путину лично.
Как всегда, встает вопрос: а как будет выполняться закон и будет ли? Перегибы на местах никто не отменял, суды не стали независимее, а силовики наверняка свои убеждения относительно лайков и репостов не поменяли. Впрочем, правозащитники уже успели заявить, что теперь оперативникам штамповать уголовные дела по ст. 282 будет невозможно. Так это или нет, мы скоро узнаем — ведь каждый день публикуются миллионы постов. Просто подождем.