В августе новым генеральным директором "Гранд Отеля Европа" стал Свен Геферс. В интервью "Деловому Петербургу" он рассказал о том, как будет меняться отель в ближайшие несколько лет, о планах превратить его в центр общественной и культурной жизни города и о роли чемпионата мира по футболу в формировании имиджа России.
Вы работаете в Петербурге около месяца. Каковы ваши первые впечатления от отеля, от города, от страны?
— Страна всегда состоит из людей, а они здесь невероятно дружелюбные. Вообще, когда смотришь на Россию из–за границы, восприятие совсем другое. Конечно, чемпионат мира по футболу сделал многое для того, чтобы восприятие России стало более позитивным. Я это вижу на собственном примере. Приехав из страны улыбок — Таиланда, я ожидал увидеть совсем другую страну. Но меня ждал очень теплый прием. И об этом нужно обязательно говорить, чтобы люди знали об этом.
В чем сходство и различия "Гранд Отеля Европа" с другими отелями компании Belmond?
— На самом деле он очень хорошо вписывается в коллекцию. У нас есть отели с такой же концепцией, например Belmond Copacabana Palace в Рио и Belmond Mount Nelson Hotel в Кейптауне. Я бы назвал такие отели гранд–дамами — со своей историей, опытом, стилем. И главная задача таких отелей, курортов — дарить людям впечатления. И эта идея полностью воплощена здесь, начиная от самого здания и до города вокруг него, потрясающего окружения, когда вся культура и история находится буквально вокруг вас. Это дает возможность познакомиться с культурой страны совсем на другом уровне.
Какие задачи поставлены перед вами в новой должности?
— Я работаю в Belmond уже достаточно долгое время — 9 лет, меня здесь хорошо знают. И, конечно, от меня ожидают, что я сделаю его совершенным. Это если вкратце. Вообще, в гостиничном бизнесе все взаимосвязано. Конечно, отель должен зарабатывать деньги, для этого мы работаем, для этого существует компания, она торгуется на бирже. Но в сфере гостеприимства нужно много слагаемых, чтобы получить прибыль. Это и впечатления гостей, и wow–фактор, и взаимодействие с персоналом, и окружение — город очень красив. И, конечно, я буду работать в первую очередь над повышением доходов отеля.
Какие изменения вы планируете осуществить для этого?
— У любого отеля две стороны: номера, где бывают только постояльцы отеля, и общественные зоны — где бывают как постояльцы, так и люди с улицы. Для "гранд–дамы" общественная жизнь имеет большое значение, и эти пространства обязательно должны развиваться. Для людей очень важно найти место, куда пойти, где отметить какое–то важное событие, устроить праздник, встретиться с друзьями.
В первую очередь, конечно, это делают местные жители, но и на международном уровне это тоже работает. Ведь если вы останавливаетесь в отеле, то хотите по максимуму использовать его возможности — лобби, мезонин и все рестораны, которые есть в отеле. Мы бы хотели что–то поменять во всем этом — не поменять кухню, в "Азии" по–прежнему будет азиатская кухня, а поменять впечатления от еды в отеле. Так, в мезонине мы поменяем всю мебель, установим столики с зонтиками, будем использовать новые технологии, например, оборудуем крышу так, чтобы даже зимой был солнечный свет, будем проводить ботанические эксперименты. В общем, у вас должно создаться впечатление, что вы сидите за столиком на бульваре в центре города.
Это поможет росту доходов отеля?
— Если все скажут "wow!", это очень поможет получить доход. Жизнь становится все более интенсивной, и нам надо успевать за тем опытом, который получают наши клиенты, путешествуя по миру.
Например, в Европе сейчас популярны велосипедные туры — и Петербург очень подходит для того, чтобы осматривать его с велосипеда. Сейчас в городе развивается прокат велосипедов, но эта тема пока абсолютно не представлена в классе люкс. Конечно, это не большой бизнес, но это глоток свежего воздуха, который привлечет к нам более молодую аудиторию. Ведь проблема "гранд–дам" такова, что если отель можно оставить таким, как он есть, то его клиенты не остаются теми же — они стареют. А мы бы хотели привлекать людей всех возрастов, наращивать количество гостей.
Например, мы знаем, что некоторые рынки будут расти феноменально в ближайшие 2–3 года, и это в первую очередь Китай. И мы должны быть первыми, мы должны быть самыми лучшими, и у нас для этого есть все условия, но надо быть более креативными в этом меняющемся мире.
Когда говорят про туристов из Китая, то чаще всего имеют в виду большие группы людей, недорогие туры. Есть ли в Китае туристы класса люкс?
— Конечно. Всегда туристический бизнес проходит через ряд фаз. Многие из наших клиентов заработали свои деньги в начале 1950–х годов, когда нашли нефть. То же самое было с российскими туристами, которые начали наращивать свои капиталы только в 1990–х. И сейчас это происходит в Китае. Появились люди, готовые тратить десятки тысяч долларов на поездки. А количество миллиардеров растет в этой стране гораздо быстрее, чем где–либо в мире.
Во время Петербургского международного экономического форума у нас останавливался основатель крупнейшего интернет–ретейлера Alibaba — господин Джек Ма. И он обещал вернуться. Такие гости — это настоящие сливки общества, а их визит — лучшая реклама для отеля, открывающая для всего мира путь к нам.
Что вы считаете основными конкурентными преимуществами "Гранд Отеля Европа" перед отелями Петербурга?
— Два главных наших конкурента — это "Астория" и Four Seasons. "Астория", безусловно, имеет свою историю, она была хорошо отремонтирована, у нее хорошее лобби, но она очень компактная. Four Seasons, безусловно, очень красив, но он показался мне очень скучным. Он производит очень хорошее впечатление, но пока в нем не создается ощущения, что ты вернулся к себе домой.
"Гранд Отель Европа" отличается от них в первую очередь масштабами: пока дойдешь от одного конца до другого, посетишь все рестораны, можно получить массу впечатлений. Во–вторых, история, которая добавляет шарма отелю. Все, кто приезжает, это отмечают.
Но нам нужно постоянно добавлять новых впечатлений, так как не исключено, что люди, приезжавшие сюда и 10, и 20 лет назад, захотят попробовать что–то новое. И нам нужно, чтобы они получили это у нас, а не поселившись в другом отеле. Поэтому нам нужно создавать атмосферу.
Как "Гранд Отель Европа" может стать центром культурной и общественной жизни города?
— Ближайшие год–два мы будем уделять большое внимание именно общественным пространствам. У нас есть все ресурсы, есть потенциал для развития этого направления. Мы, например, предоставляем услуги кейтеринга, а значит, можем проводить встречи, свадьбы, вечеринки, юбилеи. Но нужно добавить немного новых технологий, создать условия для этого.
Возьмем, например, зал "Лидваль" — это одна из самых красивых комнат в городе. У нее есть большой потенциал для проведения мероприятий на небольшое количество человек — 10–15. Но ей не хватает приватности. Мы же не можем установить там двери, ведь это историческое помещение, поэтому нам пришлось придумывать решение, как обособить пространство. И мы нашли его.
Это лишь один из примеров того, как сделать публичные зоны более привлекательными. Мы начнем этот процесс в этом году и завершим в 2020–м. А в 2020 году вновь вернемся к обновлению номерного фонда.
Мы недавно завершили реновацию 183 номеров, и еще есть потенциал. Тем более что при средней заполняемости номеров в Петербурге на уровне 55–60% (если не брать периоды белых ночей) обновление номеров не мешает жизни отеля.
Как вы видите перспективы российского туристического рынка?
— Политическая ситуация в мире меняется очень быстро, поэтому делать прогнозы довольно сложно. Но конкурентным преимуществом российского туристического рынка является то, что он находится между Западом и Востоком. Это идеальная позиция. Даже азиатские отели, например в Таиланде, пытаются играть на этом, балансируя между Востоком и Западом. Большим плюсом стал чемпионат мира по футболу, значительно улучшивший репутацию страны и города.
Я считаю, что позиции России достаточно стабильны — если брать экономику. Да, сейчас доллар является валютой мирового резерва, но это не будет продолжаться вечно. Поэтому я считаю, что Россия поступает правильно, уделяя больше внимания финансовой независимости. И другие страны могут испытать шок во время следующего кризиса. Конечно, Россия тоже почувствует этот мировой кризис, но, возможно, в меньшей степени.
С экономической точки зрения у России есть большое преимущество — огромная территория. Сейчас в мире живет 8 млрд человек, всего за 80 лет число жителей выросло в 4 раза, а людям надо есть. И сельское хозяйство становится важнее нефти. Не нефть, а еда — новое золото.
Я много поездил по миру, я думал, что многое понимаю в глобальном плане. Но уникальность России даже в том, что от западной до восточной части страны — восемь часовых поясов. То есть даже для внутреннего туризма здесь есть большой потенциал. Это невероятно.
Как вы видите будущее отеля?
— В непрерывном развитии. Безусловно, я постараюсь сделать максимум того, что могу, — в частности, для развития общественных пространств отеля. Но за мной придет кто–то еще, и у него, вероятно, будет множество свежих идей. Ведь молодое поколение смотрит на это не так, как мы. Изменения, адаптация, изменения, адаптация — этот круг будет продолжаться, а отель будет жить.
Биография
Свен Геферс
— В 2009 году пришел в компанию Belmond, заняв пост генерального управляющего в отеле Belmond La Residencia на Майорке.
— В 2012 году стал региональным директором Belmond в регионе Юго–Восточная Азия, где управлял пятью отелями, поездом Eastern & Oriental Express и круизными лайнерами на реке Иравади в Мьянме.
— С августа 2018 года — генеральный директор "Гранд Отеля Европа".
Справка
"Гранд Отель Европа"
— Открылся на Невском проспекте в 1875 году.
— Номерной фонд пятизвездочного отеля состоит из 266 номеров.
— Является частью международной коллекции отелей, поездов и круизов Belmond (ранее — Orient Express) с 2005 года.
— В 2017 году стал победителем международной премии World Travel Awards — 2017 в номинации "Лучший отель года".