Аптечный рынок Петербурга сокращается, но остается перспективным. Отрасль избежала конкуренции с торговыми сетями и ждет принятия поправок в пользу онлайн–торговли лекарствами.
Избежали удара
В июне стало известно о том, что правительство прекратило работу над законопроектом. Ряд СМИ связывают решение властей с тем, что Игорь Шувалов покинул пост первого вице–премьера. Это, безусловно, хорошая новость для участников аптечного рынка, которые рисковали потерять самую доходную часть своего ассортимента — безрецептурные препараты и БАДы. Рынок и без того сокращается. Так, в Петербурге аптечный рынок в I квартале 2018 года уменьшился на 2,4%, до 12,2 млрд рублей, подсчитали специалисты RNC Pharma. Такое сокращение характерно не только для Петербурга: общий итог по российскому фармрынку за I квартал также отрицательный — сокращение на 1,9%.
Наращивают сеть
По данным RNC Pharma, в Петербурге работают 1,8 тыс. аптек, подавляющее большинство из них (1,5 тыс.) относятся к локальным или федеральным сетям. "Традиционно высокая консолидация аптек в Петербурге по сравнению с Москвой и другими регионами накладывает отпечаток на поведение основных игроков. Позволить себе крупные сделки по слиянию и поглощению могут не все, поэтому большинство сетей развивается самостоятельно", — рассказывает Алексей Киселев–Романов, директор по внешним коммуникациям ПАО "Аптечная сеть 36,6".
По данным RNC Pharma, доля рынка ГК "Эркафарм" составляет почти 50%.
Как рассказывают в ГК "Эркафарм", в Северо–Западном регионе работает около 300 аптек под брендами "Озерки", "Доктор Столетов", "Первая помощь", "Радуга". Из них в прошлом году было открыто 106 аптек. В этом году компания занимается интеграцией и ребрендингом купленных ранее торговых точек. Основной фокус развития компании в этом году — Ленобласть и крупные города Северо–Запада.
"Положение компании "Эркафарм" исторически всегда было очень сильным. Думаю, сегодня их основная задача — удержаться на этих позициях", — отмечает генеральный директор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов. Усилившегося давления от "Эркафарм" и "Мега Фарм" его сеть не ощущает, поскольку аптеки занимают разные рыночные ниши.
У ГК "Ригла" в Северо–Западном регионе представлено более 300 аптек в основном под брендом "Будь здоров!", из них свыше 60 находятся в Петербурге, 21 — в Ленобласти. В 2017 году "Ригла" открыла в регионе 60 аптек, из них 17 в Петербурге и три — в Ленобласти.
По управлением "Аптечной сети 36,6" сейчас в Петербурге и области находятся 95 объектов. Из них восемь аптек работают под брендом "36,6", остальные объекты носят название "Горздрав". На 1 января у компании было 106 аптек в Петербурге и области.
"Сокращение количества аптечных точек связано с тем, что сейчас компания более жестко оценивает эффективность каждой точки. Нерентабельные аптеки закрываются. Что касается новых открытий, то они возможны начиная с осени этого года", — говорит Алексей Киселев–Романов.
До марта аптеки, ранее принадлежавшие "Фармакору", работали по франшизе "Аптечной сети 36,6", сейчас они работают под брендом "Горздрав".
"Сегодня эти аптеки полностью самостоятельны (своя логистика, своя ассортиментная матрица и т. д.), их ребрендинг пока сделать не успели", — рассказывает Алексей Киселев–Романов.
Еще один динамично растущий игрок, который пока не входит в десятку крупнейших аптечных сетей, — компания "Мега Фарм". У нее в Северо–Западном регионе 137 аптек под брендами "А–Мега" с локацией в магазинах "Пятерочка" и "Да, здоров!" в прикассовых зонах магазинов "Карусель" и "Перекресток". Из них в Петербурге работает 91 аптека, 27 — в Ленобласти. За прошлый год компания открыла 114 аптек, в этом году — еще 16.
На очереди — Интернет
В ожидании принятия закона, легализующего продажу лекарств онлайн, все аптечные сети ведут работу в этом направлении. Напомним, комитет Госдумы по охране здоровья одобрил законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части розничной торговли лекарствами дистанционным способом" еще в декабре 2017 года.
В "Мега Фарм" говорят, что услуга онлайн–заказа лекарств с самовывозом из аптеки становится все более востребованной: "Наши аптеки расположены в прикассовых зонах продуктовых магазинов, поэтому интернет–заказы с возможностью самовывоза пользуются спросом".
"Модель потребления очень изменилась, клиент активно реагирует на цены, акции и скидки, — констатирует Александр Филиппов. — Потребитель сравнивает цены в Интернете, роль этого канала на фармрынке резко возросла в последние годы".
Конкуренция жестче
В этом году мы видим, что рост рынка соответствует прогнозу роста на 5%, рассказывают в "Мега Фарм". По их наблюдениям, в 2017 году продолжилась консолидация рынка, при этом общее количество розничных точек растет, и в 2018 году эта тенденция только усиливается. "Можно сказать, что аптечная конкуренция сегодня на пике", — говорят в сети.
"Серьезно трансформируется политика кредитования дистрибьюторского звена, — напоминает Александр Филиппов, — с 1 июля станет обязательным наличие в аптеках онлайн–касс, игроки розничного рынка готовятся к масштабному запуску системы маркировки на фармрынке". Система маркировки лекарств в теории закрывает ряд проблем обращения лекарств, но проблема в том, что система технически не может заработать ранее 2020 года, пессимистичны в RNC Pharma.