"Российские железные дороги" (РЖД) оценивают стоимость проекта строительства Сахалинского железнодорожного перехода в 540,3 млрд рублей без НДС, из них цена моста — 252,8 млрд рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на материалы компании. Как отмечает издание, оценка самого моста в пересчете на километр в 3,5 раза выше, чем Крымского моста, который был официально открыт накануне. По мнению источника, «с учетом дальних подходов» стоимость проекта может превысить 1 трлн рублей.
Собеседники газеты уточнили, что такую разницу можно объяснить высокой сейсмичностью, сложными инженерно-геологическими и гидрологическими условиями, труднодоступностью района. Помимо этого, отметил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, стоимость моста в Крым не включает затрат на обеспечение транспортной безопасности и выкуп земли. И.о. министра транспорта России Максим Соколов указывал, что проект моста в Сахалин может обойтись в «несколько сотен миллиардов рублей». Эту цифру он объяснил необходимостью строительства подходов и сооружения в общей сложности более 580 км железнодорожных путей.
Согласно актуализированному ТЭО проекта, сам шестикилометровый мост можно построить за 252 млрд рублей, а остальные деньги пойдут на сооружение ветки от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева (ближайшей к острову точки на материке). Однако и эти цифры не окончательные. Еще 90 млрд рублей потребуется на модернизацию железной дороги на самом Сахалине, а 100 млрд рублей — на проект глубоководного терминала в Ильинском, откуда на поездах можно будет доставлять уголь.
Проектные работы займут 3 года, строительные — 5 лет. В РЖД газете уточнили, что параметры «предварительные», а проект «находится в стадии проработки». Между тем мост уже вошел в инвестпрограмму РЖД: на проектные работы на 2018 год выделен 1 млрд рублей. В документах говорится, что к 2030 году в отсутствие развития портовых мощностей Сахалина она достигнет лишь 8,5 млн тонн. Поэтому предлагается построить там новый глубоководный порт, чтобы привлечь до 23,4 млн тонн грузов с Восточного полигона, до 10 млн тонн угля из Монголии и Китая и до 5 млн тонн в контейнерах.
В июне президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что планы строительства моста на Сахалин "реанимируются". Стоимость моста Путин оценил в 286 млрд рублей. По его словам, строительство железнодорожной магистрали, развитие Северного морского пути, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей позволит развить Дальний Восток и превратить его "в один из важнейших логистических узлов мира".
В июле 2017 года вице-президент РЖД Александр Мишарин в кулуарах форума "Иннопром" сообщил, что стоимость строительства транспортного перехода с материка на Сахалин протяженностью 540 км предварительно оценивается в 400 млрд рублей. В октябре прошлого года Bloomberg сообщил, что контракт на строительство перехода на Сахалин получит компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которая занималась Крымским мостом. Собеседники агентства оценивали контракт в 286 млрд рублей, отмечая, что официально о выборе подрядчика объявят в 2018 году.