Facebook живее всех живых. Аналитик Петр Пушкарев о финансовых итогах соцсети за I квартал

   

Пётр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

В среду Facebook опубликовала отчёт о доходах за I квартал, из которого видно: за истекший год доходы компании поднялись опять на 49% - ровно на такой же процент, как и годом раньше. Теперь до $11,97 млрд: для сравнения, $5,382 млрд по I кварталу 2016 года и $8,032 млрд по I кварталу 2017 года. Чистая прибыль составила $4,99 млрд по сравнению с цифрой $2,01 млрд 2 года назад и $3,064 млрд годом ранее. Темпы роста прибыли немного снизились: +63% против + 76,6% годом ранее, однако остаются весьма впечатляющими, если не фантастическими.
Примечательно, что Facebook с честью вышел из мартовского скандала-переделки с утечкой и использованием третьей стороной личных данных пользователей. Котировки акций компании, опускавшиеся за последний месяц почти до $150 за акцию, аккурат к сегодняшнему дню вернулись на прежние $175, откуда они и начали тогда падение. Большинство пользователей восприняли в итоге новость в положительном ключе: проблема была обнаружена, но в значительной мере устранена, у пользователя появилась выраженная функционально опция выбора, закрывать ли свои данные или оставить их открытыми, и скорее пользователь чувствует себя даже более защищённым. Очевидно и то, что большинство любителей Facebook и раньше не питали иллюзий, что их посты или личные предпочтения могут использовать в своих целях рекламодатели, а также что их отследят легко при желании и более серьёзные структуры. Ещё один момент: когда ты понимаешь, что сам факт присутствия рекламы в соцсети неизбежен, то очевидно, тебя будет меньше раздражать или даже создавать некий относительный комфорт ситуация, когда эта реклама контекстная, то есть адресная, а не слепая. Учитывает твои интересы и твою реакцию на появление подобных объявлений в прошлом хоть в какой-то мере. Поэтому человек во многих случаях действительно и сам не против, чтобы соцсеть и рекламодатели имели в реальности представление о том, что именно ты любишь, а чего терпеть не можешь.
Вспоминая ту же резонансную историю с Cambridge Analytics и политической рекламой, ориентированной на потенциальную аудиторию Трампа: условно те же люди (в социологически среднем срезе) были бы раздражены в куда большей степени, если бы с учётом их жизненных позиций вот именно их агитировали бы за Хиллари... В то же время никто не собирал или во всяком случае не использовал личные номера телефонов или даже электронные адреса. Поскольку аудитория Facebook останется, в основном, лояльной, у большинства там друзья, привычные посты в лентах, и мало кто из-за подобной "бури в стакане" от любимой сети откажется, то и рекламодатели останутся к FB вполне благосклонной, даже несмотря на возможное частичное сокращение притока целевой информации о пользователях - впрочем, большой массив такой информации по факту уже рекламщикам давно доступен, а смысл бегать за потенциальными клиентами, пытаясь их искать где-то в другом месте, если они как в Facebook сидели, так же там по-прежнему и сидят. Не стоит ждать существенного сокращения аудитории, или же мощного сокращения интереса со стороны рекламной индустрии.
Теоретически на сегодня мощнейшую конкуренцию как канал продвижения рекламы "Фейсбуку" мог бы составить разве что Instagram, если бы только... Instagram уже 6 лет как не принадлежал бы всё тому же "Фейсбуку".
Так что это доходы, текущие в конечном счёте разными путями, но в один кошелёк. Instagram - социальная сеть, выстроенная изначально вокруг возможности делиться фотографиями. А потому лучше, чем собственно Facebook, приспособленная ко всё более мобильному миру. Естественно: ведь фотографии со смартфона постить удобнее, чем тексты, но при этом Instagram всё больше отвоёвывает ранее неприкосновенную, казалось, территорию и у чистых социальных сетей. Рекламные кампании, раскрутка в Instagram - всё популярнее. А доля прибыли именно от мобильной рекламы в общей прибыли Facebook выросла за 2 года с 82% до 91%
6 лет назад Марк Цукерберг собственно и купил Instagram, в принципе не умевший на тот момент как-либо зарабатывать деньги, зато притянувший к себе 30 миллионов пользователей, за 1 миллиард долларов. И Facebook не только устранил тем самым потенциального победителя-конкурента, но и вобрал его в себя, опираясь с того момента в развитии одновременно и на модель соцсети с преобладанием визуальных эффектов, и на уклон в текстовой контент. Сейчас же Instagram перерос и отметку в 1 млрд уже не долларов, а пользователей, что всего лишь вдвое меньше количества активных ежемесячных пользователей самого Facebook. А точных цифр по прибыли конкретно от Instagram не раскрывается, но по оценкам экспертов $2,8 млрд составляет только прибыль одного Instagram от привлекаемой ими глобальной рекламы - в том числе, за счёт фотогалерей брендов с удобным функционалом перехода к покупке понравившейся линейки товара прямо с аккаунта пользователя.
Не будем забывать и о том, что ещё в 2014 году Facebook за баснословные $19 млрд приобрёл мессенджер WhatsApp, аудитория которого тогда приближалась к 1 млрд пользователей, что даёт Facebook по сути огромную базу пользователей для нового и нового продвижения своих сервисов - людей, которые изначально "подсаживаются" на многочисленные полностью бесплатные возможности WhatsApp.
В то же время, чем Facebook огорчает многих своих пользователей, так это политикой ограничения контента, которую как раз на днях компания Цукерберга попыталась сделать более прозрачной, опубликовав 27-страничное руководство по системе модерации. Многочисленные споры, возникающие по всяким, в сущности, пустякам и по современным понятиям уже нелепостям, вроде автоматического запрета, под который попадают, например, изображения даже художественных полотен или скульптур, содержащих естественную наготу тела, зато в постах можно свободно публиковать фото каких-нибудь сумасшедших протестующих активисток. В то же время, платформа блокирует не только фото, воспринимаемые как пропаганду анорексии, но и почему-то рекламные фото... атлетов со "слишком идеальной физическую формой". По всей видимости, чтобы людям с менее прикольными формами не было обидно – но это ограничивает потенциальную рекламную аудиторию в виде фитнесс-центров, различных спортивных секций и т д. Или вдруг под статус "контента для взрослых" попал вполне невинный мем с Аладдином и его мультяшной возлюбленной Жасмин на ковре-самолёте и надписью: "Я покажу тебе весь мир. Кроме Соединённых Штатов" - обычная шутка в ответ на планы Трампа сделать жёстче иммиграционные законы для приезжих с Ближнего Востока.
Споры вызвал и запрет на публикацию какой бы то ни было рекламы ICO и криптовалют, что также расстроило частично планы людям, которые рассчитывали в том числе и на раскрутку своего криптобизнеса через Facebook, имея там массу подписчиков. Предупреждение, а затем и "бан" рискует получить любой, кто сравнивает человека с животными, или употребляет слова вроде "идиот", "халявщик", "отстой" или "терпеть не могу". Но в то же время показывать рекламу легальных оружейных магазинов, по идее куда более опасную, разрешено всем пользователям старше 21 года. В действительности, было бы куда разумнее позволять своей аудитории самостоятельно выбирать, какого рода информацию конкретный человек хотел бы или был бы согласен видеть, а от чего он просит себя оградить. Искусственные же ограничения рано или поздно побудят часть пользователей заинтересоваться в будущем другими сервисами. Однако популярность Facebook на сегодня так высока, что очевидно, подобные детали его владельца сегодня совершенно не беспокоят.