Иван Ступаченко Все статьи автора
3 апреля 2018, 23:34 49

Жесткие правила

О самых значимых тенденциях, сделках и курсах криптовалют за прошедшую неделю.

Мир продолжает делиться на дружелюбные и не очень дружелюбные юрисдикции для предпринимателей и рядовых трейдеров, желающих заработать на криптовалютах. Возможно, скоро мы увидим "криптооазисы" наподобие уже хорошо знакомых тихих налоговых гаваней. Впрочем, страны, которые первыми приветствовали биткоин и другие валюты, заискивать с бизнесом не намерены.

Конец распродажам

Прошлую неделю можно было бы образно назвать "черным вторником" для криптовалют. Их общая капитализация упала на 25,6%, до $251 млрд, уровня, которого не видели с конца ноября 2017 года. Это на 68% ниже рекордных $830 млрд, зафиксированных в начале января. Биткоин снизился почти на 20% и оказался, если мерить понятиями технического анализа, недалеко от своего дна. Примерно то же самое происходило и с другими ведущими валютами, из топ–25 курс вырос только у TRON. По иронии судьбы больше всех потеряла монета, которая на позапрошлой неделе была лидером роста, — ICON.

С начала недели ситуация с курсами стала улучшаться, но пока что не очень высокими темпами. По данным Coinmarketcap, биткоин в понедельник находился на уровне около $7 тыс., его "коллеги" также в зеленой зоне. Может ли это говорить о том, что падение закончилось? Похоже, что да. По крайней мере в конце недели, еще до начала роста, аналитики дали следующий прогноз: если биткоин опустится до $6–6,6 тыс. за время выходных и оттолкнется от дна, то можно ожидать взлета до точки $9177; если пробьет и эту отметку, то отправится к уровню $11,7 тыс., где встретит следующий этап сопротивления; если же упадет ниже $6 тыс., то ждите усиления распродажи.

Похоже, что сбывается оптимистичный прогноз.

Но известие о том, что количество запросов в поисковой системе Indeed.com, связанных с работой с биткоином или — шире — с криптовалютами, упало с середины декабря соответственно на 76% и 41%, не должно никого удивлять.

Пишите заявление "по собственному"

Власти разных стран постепенно определяются с тем, каким именно образом они могут и хотят регулировать криптобизнес. А точнее — на что они согласны, на что нет и сколько брать налогов с предпринимателей. От государства к государству подходы различаются. В некоторых юрисдикциях уже не просто разрабатывают правила, а начинают их применять, появляется любопытная практика. Так, региональные и муниципальные власти в США и Канаде потихоньку отказывают в регистрации компаниям, которые занимаются майнингом криптовалют. В Южной Корее привлекли полицию к поиску и аресту майнеров–нелегалов, причем не из числа любителей–энтузиастов, а, так сказать, "из корпоративных". Выяснилось, что 13 компаний, которые арендовали помещения в индустриальных комплексах, незаконно занимались добычей крипты с мая 2017 года. Полиция арестовала 14 человек. Казалось бы, что такого в этом майнинге плохого? Дело в том, что в данных индустриальных комплексах более низкие, чем на рынке, арендные ставки, а электричество — главный расходный ресурс для майнинга — на 10% дешевле, чем для остальных предприятий. Стало быть, компании злоупотребили общественными благами, установив каждая от 100 до 350 машин.

Министр финансов Таиланда Аписак Тантиворавонг заявил, что желающим заработать на криптовалютах жителям страны придется поделиться с государством. Во–первых, заплатить 7% налога на добавленную стоимость с каждой трейдинговой операции, а потом 15% — с доходов, полученных от цифровых денег. Подобное регулирование призвано охладить пыл инвесторов и предотвратить использование крипты для финансирования незаконных операций и ухода от налогов. Озвученные меры, конечно, куда дружелюбнее, чем введенный в феврале временный запрет местным банкам на работу с виртуальными валютами, но все же более жесткие, чем подход, исповедуемый соседним Сингапуром. Многие таиландские стартапы, как указывает авторитетное издание Nikkei Asia, потихоньку туда и перебираются — в первую очередь для запуска ICO.

Трем криптобиржам в Чили — Orionx, CryptoMKT и Buda.com — сильно не повезло: три банка, а именно Scotiabank, Itau и центробанк страны BancoEstado, закрыли у себя счета указанных обменных площадок. Мотивы традиционных финансовых институтов остались не раскрыты. Опираясь на комментарии представителей криптобирж, можно сказать, что банкиры не поняли до конца суть работы крипты и того, зачем она нужна, и на всякий случай решили прекратить отношения, при всем при том, например, CryptoMKT и Buda.com официально зарегистрированы в финансовых органах Чили и платят налоги. По всей видимости, как заявил основатель Buda.com Гилльермо Торреальба, теперь его компании придется открывать собственный банк.

Все сложнее и сложнее живется криптовалютным биржам и в Японии — первой в мире стране, которая легализовала биткоин. Вслед за хакерской атакой на Coincheck, о которой неоднократно писал "ДП", пошел вал проверок со стороны надзорных органов в отношении других площадок. Чиновники проверяют систему безопасности бирж, процедуры проверки личности трейдеров, контроля за операциями и т. д. Ряду бирж по итогам инспекций предлагают прекратить деятельность "по собственному", не дожидаясь письма за подписью уполномоченного лица.

На прошлой неделе пострадали две площадки — Mr. Exchange и GateWay, которые уже отозвали свои регистрационные документы. Они далеко не первые в списке тех, кто не справился с управлением, и, очевидно, не последние. Приманив бизнес, японские власти устраивают чистку рядов: инвестиции инвестициями, но если не уследить за порядком, то потеряешь больше, чем приобретешь.

Бизнес бежит от крипты

Крупные корпорации, в том числе связанные с Интернетом, следуют в фарватере за регуляторами–бюрократами. Наверное, это не удивительно, поскольку толком еще не администрируется, чем пользуются мошенники и хакеры, да и просто неумехи, поверившие в свой талант, собравшие деньги, но не справившиеся с задачей. Интернет–империи с хорошей репутацией не хотят быть частью скандалов и потому максимально дистанцируются от крипты до тех пор, пока в ней не будет наведен порядок.

Сервис рассылок по электронной почте MailChimp объявил о том, что с 30 апреля запрещает рекламу и другие виды продвижения любых продуктов, связанных с криптовалютами и ICO. Причина — частые случаи обмана и мошенничества, то есть ровно та же самая, которой руководствовались Facebook и Google при принятии аналогичных мер ранее.

К указанной тройке корпораций присоединился и Twitter — и опять же ровно c таким же обоснованием. Похоже, что крипту обложили, причем не только те, кто ее изначально, вроде китайских властей, принял в штыки. Ее дотошно проверяют и регулируют страны, которые ее легализовали, обкладывают налогами те, кто еще этого не сделал. А бизнес, поглядев на валютные курсы и уменьшающийся хайп, начинает отмежевываться. И это, безусловно, позитивная тенденция: в отрасли останутся только те, за кем стоит реальная ценность в виде решения конкретных проблем потребителей. Как и в любом другом бизнесе.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама