Криптопадение

Интерес к виртуальным деньгам постепенно падает, и в это время в тему приходят инвесторы, готовые не спешить с выводами и доходами.

Криптовалюты продолжают стремиться на дно, опускаясь с каждой неделей все ниже и ниже в стоимости. На момент подготовки материала их общая капитализация составляла, по данным CoinMarketCap, $310 млрд, что почти в 3 раза меньше, чем рекорд $860 млрд, достигнутый в январе.
Что мы сейчас видим — долгосрочный понижательный тренд, который в итоге уведет крипту в узкий сегмент для энтузиастов, откуда она изначально и появилась, или краткосрочную перестройку рынка, после которой будет новый всплеск? Возможны оба варианта, но второй выглядит более вероятным.

Принц за...

Во–первых, обратим внимание на то, что дешевеют все валюты — не только биткоин, который "ничем не обеспечен", но и чисто утилитарные Ether и Ripple, которые созданы для решения конкретных задач в рамках своих блокчейнов и становятся все более и более востребованными. Иными словами, нынешнее падение — во многом спекулятивное.
Во–вторых, сейчас на рынок давят негативные новости вроде запрета Google на рекламу криптопродуктов и ICO–кампаний, а также усиливающегося регуляторного прессинга во многих странах. Однако нельзя сказать, что эти факторы могут поставить на виртуальных деньгах крест.
К тому же есть и хорошие новости. Кронпринц княжества Лихтенштейн, который с 2004 года в статусе регента отвечает за ежедневное управление государством, Алоиз Филипп Мария Лихтенштейнский заявил, что его семья рассматривает возможность инвестиций части состояния в криптовалюты. Княжеская семья этой карликовой страны ведет собственный бизнес и является одним из самых состоятельных монарших домов мира: около $5 млрд. Но главное в том, что, как и в соседней Швейцарии, в Лихтенштейне управляться с финансами умеют, не говоря о том, что сам кронпринц весьма поднаторел за свою карьеру в имущественных вопросах.
Почему эта новость важна? Наблюдение за действиями профессиональных монархов и столь же профессиональных финансистов в сфере крипты подскажет, как они видят развитие отрасли. А мнение подобных господ порой гораздо полезнее мнений сотен консультантов, тем более что вкладывать кронпринц собрался свои кровные.

…а Google против

Одна из ключевых новостей прошедшей недели — запрет Google на рекламу криптовалют и токенов на своем собственном сайте (см. также с. 26), YouТube, а также через рекламную контекстную сеть Google AdSense. Обоснования нет, но будет логичным предположить, что оно не отличается кардинально от мотивов сети Facebook, которая ввела аналогичный запрет в начале этого года.
На фоне отсутствия достаточного регулирования крипты, которое только зарождается, и растущего количества скандалов такие опасения обоснованны. Однако у этих запретов есть и другое измерение. Недавно основатель Интернета Тим Бернерс–Ли в своей статье выразил озабоченность тем, что некие платформы, не указанные им напрямую, начинают играть доминирующую роль в выборе того, что и как людям думать, чем делиться в Интернете и т. д. Под этими платформами основатель сети подразумевал именно Google и Facebook, которые он аккуратно обвинил в "централизации". Теперь вспомним, что криптовалюты построены на идее как раз децентрализации. Не исключено, что конфликт между ведущими поисковиком и социальной сетью с одной стороны и криптой с другой лежит глубже, чем просто опасения по поводу мошенничества.
Впрочем, все это не более чем философские рассуждения — занятие, которое поначалу практиковали государственные органы разных стран, присматриваясь к новым для себя темам криптовалют, блокчейна, майнинга и ICO. Нескольких месяцев им хватило для того, чтобы выработать какое–то понимание всех этих явлений и параллельно с продолжающимся их изучением потихоньку начать принимать меры регулирующего воздействия. Минувшая неделя принесла несколько важных новостей на эту тему.
Комиссия по ценным бумагам США официально признала то, о чем рынок шушукался последний месяц: чиновники вызывают по повесткам организаторов ICO и в деталях расспрашивают их о схемах реализации проектов. Каких–то подробностей, зачем комиссия это делает, пока нет, но в принципе и так все понятно: чиновники ищут нарушения или подозрения на потенциальные нарушения, чтобы своевременно их пресечь. Ну и заодно поближе познакомиться с ICO.
Федеральная комиссия по торговле США также не прохлаждалась. Она своими решительными действиями с помощью суда временно прекратила работу двух MLM–проектов, устроенных тремя предприимчивыми молодыми людьми. Концепция была простой: в обмен на небольшие вложения гарантировалась солидная доходность: депозит в биткоинах или Litecoin, эквивалентный всего лишь $100, грозил обернуться со временем ежемесячным доходом $80 тыс. Как выяснили представители комиссии, обещанная доходность и в самом деле была достижима — но только для верхушки пирамиды. Регулирующий орган, увидев неладное, быстро заполнил исковое заявление в федеральный суд, который заморозил активно рекламирующиеся через социальные сети проекты и вскоре примет по ним окончательное решение.

"Краудгивинг"

Традиционная модель ICO выглядит незамысловато. Команда разработчиков придумывает продукт или сервис, выпускает токены и продает их всем желающим, собирая таким образом деньги на реализацию проекта, а заодно пополняя собственные карманы. Токен, если обобщить, выполняет функцию либо средства платежа внутри сервиса за те или иные услуги, либо средства платежа за вход в сервис или дает право на получение чего–то — товара, услуги, дивидендов. Имя инвестора, купившего токен на ICO, или того, кто купил монету у ее владельца, записывается в блокчейн, что гарантирует сохранность этой информации. Собственно, именно эта гарантия и стала одной из главных причин бума ICO.
Теперь же мы видим появление новой модели. Ее схематично можно изобразить так: разработчики продают часть токенов в ходе приватного размещения одному или нескольким крупным инвесторам, а остальную часть… просто раздают бесплатно кому угодно. Такой подход был, например, реализован в проекте Onchain, который призван создать платформу для разработки прикладных блокчейн–продуктов для нужд бизнеса. Любой подписавшийся на электронную рассылку от компании получал от нее бесплатно 1 тыс. токенов ONG, которые в настоящее время торгуются на бирже чуть больше чем за $1.
Вокруг бесплатной раздачи токенов, которая в английском языке обозначается словом airdrop или free airdrop, уже складывается целая инфраструктура в виде сайтов, Telegram–каналов, групп в социальных сетях, подписавшись на которые инвестор может отслеживать раздачу бесплатных монет. Появились и специальные коммерческие сервисы, которые позволяют стартапам отсеивать пользователей, которые подписываются на их токены, используя разные аккаунты или почтовые адреса с целью заполучить побольше монет в одни руки. Одним словом, формируется индустрия, которая заодно поможет ICO–проектам обойти жесткие ограничения регуляторов: ведь если нет публичной продажи — то нет и риска попасть под неуклюжий бюрократический поезд. По крайней мере так считают сами устроители airdrop. Ждем реакцию регуляторов.