В прошлом году петербургский Роспотребнадзор подал 143 исковых заявления, защищая права потребителей. В основном ведомство судилось с предпринимателями и компаниями, работающими в сфере торговли, общепита, медуслуг, образования и ЖКХ, выиграв за год в общей сложности 40 судебных исков. Петербургские предприниматели, получившие иски в 2017 году, рассказывают, чем закончились эти конфликты.
В 2017 году Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Петербургу (управление Роспотребнадзора) подало 121 исковое заявление в защиту прав неопределенного круга потребителей – это на 22% больше, чем в предыдущем году. Еще 22 раза организация подавала в суд, защищая конкретных потребителей, тогда как в 2016 году организацией было направлено всего два иска. Чаще всего, по данным Роспотребнадзора, в качестве ответчика выступали компании и предприниматели, которые работают в сфере торговли, общепита, оказания медицинских и других услуг. В результате Роспотребнадзор выиграл 40 дел в течение года, при этом 18 раз суд прекращал производство в связи с устранением нарушений.
Продолжение истории
Довольно часто причиной разбирательств между Роспотребнадзором и предпринимателями становится превышение санитарных норм по шуму в городских точках общепита — на рестораторов часто жалуются соседи. Заведения закрываются, если не могут устранить нарушения после проверки госорганов. Например, такая судьба постигла петербургские рестораны "Картуш" и "Бухарин". Как ранее сообщало ведомство, чаще всего причиной недовольства соседей становятся спортбары, кафе, музыкальные студии и дискотеки.
Так, в числе предпринимателей, судившихся с Роспотребнадзором, оказался Вячеслав Ковалев, основатель музыкального кафе "LADЫ" на Петроградской стороне, на которое пожаловался сосед из-за шума. Бизнесмен выиграл суд в конце января 2018 года.
"Разбирательства с Роспотребнадзором тянулись полгода и наконец закончились, — рассказывает предприниматель. — Чтобы коммерческая организация выиграла у управления суд — это большая редкость. Правда, я после вынесения решения подошел к юристу, представляющей Роспотребнадзор, она сообщила, что управление обязательно подаст на апелляцию. Я понимаю, они были обязаны отреагировать на поступившую претензию от наших соседей, но ведь продолжать развивать эту историю они не обязаны! А еще говорят, "малому бизнесу нужно помогать".
Первое предписание бизнесмен получил в 2016 году, управление требовало демонтировать звуковое оборудование. Вместе с тем предприниматель впервые в России приобрел специальные наушники, усиливающие звук, которые получают посетители заведения. Новая техника исключает необходимость использования колонок. Тем не менее Роспотребнадзор настоял на том, что музыка в заведении все-таки звучит, и подал на бизнесмена в суд за невыполнение предписания. Вячеслав Ковалев в суде доказал, что "музыкальное сопровождение" в заведениях общепита допускается в пределах норм СанПиН.
Мелкие недочеты
Однако в основном Роспотребнадзор подает исковые заявления на предприятия за небольшие нарушения. Магазины часто неправильно хранят реализуемую продукцию и не проводят ежемесячных уборок. Медицинские организации не указывают необходимую информацию на стендах (стойках), такую как условия предоставления медицинской помощи и сведения о медицинских работниках — уровень их квалификации. Например, компания ООО "Медицинское объединение "ДОКТОР МАК" устранила такие недочеты в 2017 году и избежала суда с Роспотребнадзором.
"Сложно сказать, в связи с чем растет число исковых заявлений Роспотребнадзора, возможно, они действительно выявили в прошлом году больше нарушений, поскольку курируют огромное число вопросов", — комментирует Натэлла Пономарева, юрист Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов.