Чтобы бизнес был успешным, он должен быть семейным. Это неоднозначное суждение однозначно подтверждается психологами, экономистами и богатейшим опытом работы — как дореволюционных российских купцов, так и современных крупнейших мировых корпораций. В чем преимущества семейного бизнеса и как их использовать, знают в семье, создавшей Группу компаний «РосСтройИнвест».
По статистике, в Италии доля семейных компаний в бизнесе составляет 90%, в Германии — 85%, в Испании — 70%, в Швеции — 60%. Знаменитые торговые сети (Woolworth, WalMart, Auchan), автоконцерны (Ford, Toyota, BMW, Сitroen, Hyundai), косметические фирмы (Estee Lauder, L’Oreal), сладкие гиганты (Mars, Ferrero Rocher), производители техники (LG, Samsung, Siemens, Sony) и спортивных товаров (Nike, Adidas, Puma), а также другие бренды (Hilton, IKEA, Tetra Laval, Salvatore Ferragamo, Otto, Pampers и т.д.) — все это примеры бизнеса, начавшегося с желания семьи заработать на жизнь и имеющего на сегодняшний день колоссальные обороты.
Как для себя
Конечно, современный российский бизнес еще слишком молод для того, чтобы компания действительно могла считаться семейной — такое происходит лишь тогда, когда ее наследуют три поколения семьи. Зато в России есть богатейшая история и показательные примеры Демидовых, Елисеевых, Морозовых, начинавших свое дело с нуля и сумевших создать успешно развивающиеся предприятия. И еще в сегодняшнем бизнесе есть те, кто бережно хранит культурные традиции, определяющие и философию компании, и концепции создаваемых ею объектов.
«Я всегда ставлю себя на место покупателей и думаю, как сделать лучше для них, — говорит заместитель председателя совета директоров ГК «РосСтройИнвест» Нина Креславская. — Жить в красивом жилом комплексе мне приятнее, чем в типовом блочном доме. Когда-то мы все в них жили, и на тот момент это было нам за счастье. Но сейчас город не может быть застроен безликими многоэтажками. Разрабатывая проекты, мы стараемся вложить в них собственные представления об идеальном месте для жизни».
Семейные ценности
Секрет стабильности семейного бизнеса состоит в том, что при наличии всех необходимых профессиональных компетенций члены семейной команды лучше понимают друг друга, им проще договориться, у них есть общая цель/мотивация, взаимное доверие, похожее понимание жизни и общечеловеческих ценностей. Они разные, но мыслят, если можно так выразиться, в одном формате.
«Нам интересно работать с людьми, чье мировоззрение схоже с нашим, — продолжает Нина Абрамовна. — Наверное, мужчине в бизнесе легче — ведь женщине по природе ближе семья и дети. Однако сегодня множество женщин на практике этот стереотип опровергают. Лично я себя в бизнесе чувствую очень комфортно, поскольку наш бизнес — семейный. Возглавляет компанию Федор Туркин — мой муж, а мой старший сын Игорь Креславский занимает одну из руководящих должностей и является нашей главной опорой».
Взаимный интерес
«Когда мне было 12 лет, я строил планы создания города будущего, мечтал стать архитектором, — вспоминает Федор Туркин. — И стал интересоваться, что нужно, чтобы эти мальчишеские идеи воплощать в жизнь. Оказалось, что надо много всего знать и уметь. Например, рисовать — а мне Бог не дал этого таланта».
Председатель совета директоров, несмотря на неумение рисовать, все же смог реализовать детскую мечту. Жизнь доказала: если что-то невозможно реализовать в одиночку, нужно найти людей, которые компенсируют отсутствие тех или иных качеств. Создать команду, в идеале — семейную.
«Нина Абрамовна — очень сильный администратор, — говорит Федор Туркин. — А все, что касается производства, взял на себя наш сын, Игорь Вадимович Креславский. При этом каждый из нас — больше, чем одна функция. Вместе мы способны закрыть многие вопросы».
При этом сама Нина Абрамовна о карьере в бизнесе вовсе не мечтала. «Мечта строить города родилась в тяжелые времена, — вспоминает она. — Просто надо было что-то делать — и мы начали с небольших подрядов».
Личная репутация
Семейный бизнес — это всегда личная ответственность, даже если компания не носит имени своего владельца. Глава семьи отвечает за благополучие ее членов и наемных сотрудников, все вместе они несут ответственность за взятые обязательства перед партнерами и покупателями.
«В нашей компании — и в семье — все вопросы решаются коллегиально, — рассказывает Нина Креславская. — Если один из нас не согласен с предложением другого, он должен аргументировать, обосновать свое мнение, доказать его право на существование. Мы все разные, и если приходим к консенсусу, — решение получается правильным, и мы идем вперед».
В спорных ситуациях решения главы семьи (и по совместительству — главы компании) выполняются безоговорочно: это исключает метания из стороны в сторону и сползание с выбранного пути. У председателя совета директоров ГК «РосСтройИнвест» Федора Туркина такая ответственность, можно сказать, в крови: его прадед был рабочим на Обуховском заводе и ставил на продукцию, которую производил, собственное клеймо.
«Когда возникает какой-то сложный вопрос (в человеческом или производственном плане), все говорят: «Надо спросить у Федора Олеговича, он точно знает», — рассказывает директор по связям с общественностью ГК «РосСтройИнвест» Марина Турыгина. — Федор Олегович смотрит на мир шире — и это признается совершенно безоговорочно».
Слева направо: Игорь Креславский, Нина Креславская, Федор Туркин
Команда = семья
По оценкам экспертов, семейные компании более быстры и гибки в принятии решений (а значит, способны быстрее заполнять рыночные ниши) и больше заботятся о создании и сохранении рабочих мест.
Отношения «семейные» переносятся на весь коллектив: в таких компаниях руководители прилагают больше усилий для удержания работников даже в тяжелые времена. «Наша задача — обеспечить человеку все возможности для полноценной жизни, — говорит Нина Креславская. — Сотрудник, находясь в нашем коллективе, должен ощущать стабильность, надежность и в то же время иметь возможность для развития — профессионального и личностного. Человек, работающий в нашей компании, должен чувствовать, что мы одна семья. Что если с ним что-то случится, мы готовы подставить ему свое плечо, прийти на помощь. У нас в офисе есть традиции — мы поздравляем сотрудников с днем рождения, рождением детей, проводим концерты, отмечаем корпоративные праздники. Кроме стандартного соцпакета, мы находим возможности предоставлять некоторым сотрудникам определенные льготы (в зависимости от стажа работы и вклада в развитие компании) на покупку квартир в наших комплексах».
Всерьез и надолго
Психологи утверждают, что основной отличительной особенностью семейного бизнеса является долгосрочная перспектива — как большинство девушек мечтает выйти замуж один раз и на всю жизнь, так и семейные фирмы приходят на рынок всерьез и надолго. Это «на руку» и потенциальному покупателю, и вообще экономике города и страны. Семейные компании — образец «терпеливого» капитала: они готовы к долгосрочному инвестированию. И чем дольше живут вместе, тем меньше готовы к расставанию (как друг с другом, так и с бизнесом). Это, кстати, важно для клиентов: 78% потенциальных покупателей считают, что частные и семейные компании отличаются сильной внутренней культурой и системой ценностей, находятся ближе к клиентам и устанавливают более личные отношения с ними. А личные отношения, основанные на доверии, играют важную роль в бизнесе. «Нужно любить людей, для которых ты работаешь, видеть цель и верить в успех, — уверена Нина Креславская. — Особенно когда занимаешься жилищным строительством: на первый план выходят вопросы качества и сроков, выполнения взятых на себя обязательств».
Без отпуска
Те, кто всерьез увлечен своим делом, знают: от него невозможно отделаться, даже если рабочий день официально начинается в 9.00 и заканчивается в 18.00. Не заканчивается никогда! Семейный бизнес окружает владельцев круглосуточно, без отпусков, выходных и праздников. Он тогда является успешным, когда его не только невозможно выбросить из головы даже на время, но когда об этом никто и не мечтает.
«Совсем расслабиться не получается даже в отпуске, — рассказывает Нина Абрамовна. — Мы с мужем не только отдыхаем, но и изучаем опыт строительства в других странах, читаем специальную литературу для бизнеса. Работа для нас — это не нагрузка, работа — это наша жизнь».
Что подтверждает опыт известного американского миллионера Пола Гетти (Getty Oil Company и более 200 других фирм), который говорил: «Зачем мне отпуск, зачем мне отдыхать от бизнеса? Ведь от него невозможно устать!».
Благодаря такому отношению, проекты получаются более продуманными, решения — более взвешенными, взаимодействие с партнерами и потенциальными покупателями — более теплым, а качество строительства — высоким, «как для себя». Не это ли нужно дольщикам?