15:1503 декабря 201715:15
7905просмотров
15:1503 декабря 2017
О допущенном дефолте структуры Рустама Тарико говорится в материалах Национального расчетного депозитария, сообщает «Бизнес FM». Обеспечением по этим бондам выступают 49% акций банка «Русский стандарт».
Дмитрий Голубовский, аналитик ФГ «Калита-Финанс»:
Я тепло отношусь к банку "Русский Стандарт". Он еще на заре становления моей собственной финансовой грамотности на всю оставшуюся жизнь отучил меня от кредитных карт. Дело было лет десять тому назад, когда не разбираясь в тонкостях пластика я взял у них свою первую в жизни кредитку – не привычную всем VISA или MasterCard, а American Express. Банк был эксклюзивным партнером этой платежной системы в России. Не заплатив этой картой ни разу, через месяц после ее выпуска с опозданием я получил по почте выписку, в которой меня проинформировали, что на карте более 1000 рублей долга (тогда доллар стоил в районе 25 рублей, между прочим). С меня списали в кредит стоимость годового обслуживания, а за то, что кредит не было погашен в срок, тут же начислили адские штрафные санкции. После этого я сдал сей продукт обратно в банк, погасив долг, и решив, что водка "Русский Стандарт" гораздо проще для восприятия, чем условия клиентского обслуживания банка.
Я это к тому вспомнил, что "Русский Стандарт" одно время был лидером бурно растущего российского карточного рынка, и удерживал достаточно хорошие позиции, пока в России высокая инфляция при растущем рубле позволяла впаривать населению кредиты под высокую долларовую ставку. "Русский Стандарт", как и многие игроки рынка долгое время жили на простой схеме перепродажи денег: займи на Западе валюту дешево, продай народу рубли дорого, разницу в ставках, да еще и в курсе, положи себе в карман. В первый раз эта схема дала серьезный сбой в 2008-м, когда провалилась идея «положи себе в карман курсовую разницу». Кризис 2008-го напомнил о том, что такое валютный риск при керри-трейде. Во второй раз эта схема дала уже фатальный сбой в 2014-м. После кризиса 2014-го ситуация качественно изменилась: Банк России, одержимый идеей удавления инфляции перешел к политике высоких реальных ставок, после чего вешать на народ кредиты под еще более высокие реальные ставки оказалось проблематичным делом. В ситуации, когда реальные располагаемые доходы населения непрерывно падают уже около трех лет, вешать новый долг больше не на кого, выживать можно только сокращая издержки. То, что хорошо получилось у Тинькова, не получилось у Тарико. Модель бизнеса более не работает, конкурентное поле такого, что банку, похоже, не выжить.
Сам по себе дефолт по облигациям не означает, что банк прекращает работу – просто происходит перераспределение собственности: держатели дефолтного долга получают вместо облигаций пакеты акций. Однако не исключено, что вслед за кредиторами за "Русским Стандартом" придет и сам Банк России. Сейчас активность регулятора по отзыву лицензий резко снизилась – он решил дать банковской системе продохнуть после вскрытия гнойника «Открытия». Однако в целом политика и подходы Банка России не претерпевают в последние годы изменений, так что в следующем году, если смена собственников и текущая ситуация не приведет к корректировке бизнес-модели "Русского Стандарта", он, думаю, уйдет в историю.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП ".