Страховка бизнес–класса

ГК "Эталон" за январь–сентябрь продала на 2% больше жилья, чем за тот же период 2016 года, но в денежном выражении продажи не выросли. С помощью новых проектов бизнес–класса группа надеется улучшить финансовые показатели.

Средние цены на квартиры группы "Эталон" Вячеслава Заренкова в III квартале выросли на 13%, до 105 тыс. рублей за 1 м2. Компания запустила проекты бизнес–класса в Москве и Петербурге, чтобы диверсифицировать портфель и улучшить показатели продаж.

Результаты с разных углов

Группа "Эталон" Вячеслава Заренкова, один из крупнейших застройщиков Петербурга, отчиталась о результатах продаж в III квартале и за 9 месяцев 2017 года на рынках Петербурга, Москвы и Подмосковья. С января по сентябрь компания продала на 2% больше квартир (6,7 тыс. контрактов, 350 тыс. м2), чем за тот же период прошлого года. Но в денежном выражении продажи остались на прежнем уровне, составив 33,7 млрд рублей.
В III квартале по сравнению со II продажи "Эталона" в натуральном выражении сократились на 7%. В целом на рынке Петербурга и Ленобласти ситуация обратная — по данным КЦ "Петербургская недвижимость", в июле–сентябре было продано около 1,08 млн м2, что на 18,3% больше, чем апреле–июне этого года.
Если сравнивать текущую отчетность "Эталона" с III кварталом 2016 года, результаты выглядят более впечатляющими. Продажи в натуральном выражении выросли на 7%, до 114 тыс. м2, а в денежном — увеличились на 13%, до 12 млрд рублей. Кроме того, средний первый платеж за квартиру вырос с 69 до 82% от стоимости жилья. А доля ипотечных сделок выросла с 22 до 35%.
За январь–сентябрь ГК "Эталон" построила 128 тыс. м2 недвижимости, это на 36% больше, чем за три квартала прошлого года. Всего за 2016 год компания завершила строительство 420 тыс. м2 жилья. Выручка группы за год составила 49 млрд рублей. Компания на 36% принадлежит ее основателю Вячеславу Заренкову и его семье.

Бизнес на выручку

По результатам 9 месяцев стоимость квартир "Эталона" в среднем осталась на уровне прошлого года. Но в III квартале средняя цена 1 м2 в квартирах "Эталона" дошла до 105 тыс. рублей за 1 м2 — это на 6% выше, чем в июне–сентябре 2016 года, и на 13% по сравнению с предыдущим кварталом этого года.
В результате, несмотря на то что в III квартале компания продала на 8,4 тыс. м2 меньше, чем во II, в денежном выражении продажи немного подросли. Это, вероятно, связано с тем, что "Эталон" расширил портфель за счет премиальных проектов в центре Москвы и Петербурга. Компания не работала в этом сегменте 10 лет. В августе "Эталон" открыл продажи в первом для себя жилом комплексе бизнес–класса в столице. "Проект был запущен в конце августа и в III квартале принес 7% новых продаж в рублевом выражении", — говорит президент группы "Эталон" Вячеслав Заренков. В Петербурге также стартовали продажи в проекте бизнес–класса. "В будущем мы продолжим придерживаться нашей обновленной стратегии, диверсифицируя портфель за счет приобретения новых привлекательных проектов на фоне того, как российский рынок восстанавливается, а ипотечные ставки снижаются", — рассказывает Вячеслав Заренков.

Надежная гавань

Благодаря программе реновации на рынок Москвы в ближайшие 2–3 года выйдет большой объем жилья комфорткласса по ценам ниже рыночных. Это обострит конкуренцию в сегменте, полагает генеральный директор Veren Group Алексей Балыкин. "Бизнес–класс выглядит более защищенным от колебаний цены, так как потребность в таком жилье в Москве находится на постоянном уровне. Поэтому решение о диверсификации портфеля путем добавления проектов бизнес–класса выглядит вполне оправданным", — отмечает Алексей Балыкин. Он добавляет, что в Петербурге спрос на жилье бизнес–класса во многом формирует переезд "Газпрома" и связанных с ним структур. По данным Becar, проекты бизнес–класса более маржинальны для девелоперов.
"Работа в этом сегменте выгодна благодаря большему среднему чеку и обороту прибыли за квадратный метр при сравнимой с комфортклассом стоимости строительства", — отмечают в компании.
Большинство крупных застройщиков Петербурга также имеют диверсифицированный портфель проектов — такой тактики придерживаются "Группа ЛСР", Setl Group, RBI. Но есть и те, кто предпочитает работать только в сегменте масс–маркет, например ЦДС и "Дальпитерстрой".