Следственный комитет Петербурга предъявил акционеру "Юлмарта" Дмитрию Костыгину обвинение в мошенничестве в сфере кредитования, сообщается на сайте ведомства. Решается вопрос об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста.
По данным следствия, Костыгин, будучи председателем совета директоров НАО "Юлмарт", обеспечил заключение договора с ПАО "Сбербанк" об открытии возобновляемой кредитной линии от 24 марта 2016 года. Не намереваясь исполнять условия договора, обвиняемый предоставил в ПАО "Сбербанк" ложные сведения о финансовом состоянии НАО "Юлмарт", для того чтобы уйти от исполнения условий договора. "В апреле 2016 года Сбербанк перечислил на расчетный счет "Юлмарта" 1 млрд рублей, которыми обвиняемый распорядился по своему усмотрению", – указано в сообщении СКР.
Кроме того, в производстве ГСУ СКР по Санкт-Петербургу находится ранее возбужденное уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 199 УК РФ, по факту уклонения руководством НАО "Юлмарт" от уплаты налогов в бюджет России на сумму более 116 млн рублей. В настоящее время задолженность НАО "Юлмарт" по налогам, пени и штрафам погашена в полном объеме, отмечается в релизе ведомства.
В ночь на 2 октября СК Петербурга задержал на 2 суток Дмитрия Костыгина, которого подозревают в обмане Сбербанка на 1 млрд рублей, выданный компании в качестве кредита. Костыгин также был вызван в СК, где он 6 часов отвечал на вопросы следователей, но не признал свою вину. Обыски прошли также у бывшего гендиректора "Юлмарта" Сергея Федоринова и формального кредитора компании Олега Морозова.
"Во время кризиса или шторма главное — не паниковать. Может быть, мне и неприятны сегодняшние события, но вины своей я не вижу, поэтому особо и не волнуюсь. Прошу меня услышать и не принимать поспешных решений", — говорилось в обращении Костыгина (цитата по "Фонтанке").
Накануне Сбербанк подтвердил обращение в правоохранительные органы по факту мошеннических действий, якобы совершенных при получении кредита лицами из числа руководства НАО "Юлмарт". Согласно материалам дела, руководство "Юлмарта" могло предоставить в банк заведомо неверные сведения о финансовом положении компании. Дело было возбуждено по ч.4 ст.159.1 УК РФ (мошенничество в сфере кредитования). В итоге госбанк требует от компании 1 млрд рублей долга и 1,43 млрд рублей долга по схеме факторинга от Сбербанка.
Сбербанк в конце весны обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском о взыскании с НАО "Юлмарт", ООО "Юлмарт Девелопмент", ООО "Юлмарт РСК" и ООО "Юлмарт ПЗК" суммы 1 млрд рублей. Этот иск стал одним из целой серии, которые спровоцировал длящийся в компании с начала 2016 года корпоративный конфликт. С одной стороны выступают Дмитрий Костыгин и Август Мейер, которые владеют 61,5% акций "Юлмарта", а с другой — Михаил Васинкевич, контролирующий остальные 38,5%.
"Юлмарт" в феврале 2015 года получил от Костыгина кредит в размере 250 млн рублей на год. Он в начале 2016 года переуступил долг Морозову, который обратился к "Юлмарту", а затем подал иск в арбитражный суд. НАО не перечислило предпринимателю долги, что послужило причиной обращения с заявлением о банкротстве. В производстве суда имеется несколько заявлений о признании банкротом структур "Юлмарта". Кроме того, в октябре Дзержинский районный суд Петербурга удовлетворил требования ПАО "Банк ВТБ" и обязал взыскать с Костыгина задолженность по договору поручительства в сумме 653 млн рублей.
У каждой стороны своя версия конфликта. Как сообщал ранее "ДП", по версии мажоритарного акционера Дмитрия Костыгина, причиной конфликта стало то, что миноритарий Михаил Васинкевич потребовал от него и другого акционера Августа Мейера выкупить его долю по определенной цене, обратившись в Международный арбитраж Лондона.
Другой акционер — Михаил Васинкевич считает причиной конфликта то, что в феврале Дмитрий Костыгин предложил ему довнести в капитал компании $30 млн, а в случае отказа предложил размытие доли. На протяжении года к структурам "Юлмарта" подавалось несколько заявлений о банкротстве и иски об уплате долга со стороны структур Сбербанка. Летом 2016 года один из основателей "Юлмарта" Сергей Федоринов покинул пост гендиректора, после чего обязанности главы компании были распределены между топ-менеджерами.