Ускользающее банковское разнообразие

 

Количество банков в России через 4 года сократится почти вдвое, до 300 с нынешних 532 (по данным Банка России на 1 сентября 2017 года). Эту информацию СМИ распространили в пятницу со ссылкой на отчет международного рейтингового агентства Fitch. Более того, как считают в агентстве, российской экономике хватило бы и 50 банков. Нельзя сказать, что этот прогноз поразил воображение, тем более что эти же цифры представитель Fitch уже оглашал на конференции в конце сентября.
Сногсшибательно подобный прогноз прозвучал 9 лет назад, когда Петр Авен, тогда президент Альфа–Банка, заявил, что в России в обозримом будущем останется всего 200 банков. Тогда их было более 1200, так что заявление банкира показалось всем очень смелым. Теперь же, после нескольких лет расчистки сектора с ежегодным удалением с рынка нескольких десятков банков (рекорд пока удерживает 2016 год — 93), продолжение этого тренда предрекают все кому не лень.
Угнетающе эта тенденция действует разве что на топ–менеджеров и собственников банков. Большинству из них придется расстаться со своим статусом, что не может не огорчать. У клиентов банков поводов для грусти гораздо меньше: при всем богатстве выбора среди сотен банков их услуги не отличались каким–то ошеломляющим разнообразием. Возможно, с точки зрения богатства палитры финансовых сервисов в ближайшие годы ситуация будет даже улучшаться. В конце концов, количество бирж в России уменьшилось более чем в 200 раз, примерно с 1700 в 1990–х до семи сейчас. А количество торгуемых на них ликвидных инструментов выросло за это время многократно.
Фантастикой выглядит пока идея ЦБ продавать оздоровленные банки после санации. Видимо, охота к инвестированию именно в банки у российских предпринимателей отбита надолго. Зато есть надежда увидеть множество стартапов с новыми финансовыми услугами. Они непременно появятся и сделают нашу финансовую жизнь разнообразнее, если только регулятор не увлечется и вместе с опасными финансовыми продуктами не станет корчевать все новое и незнакомое. И если оставшиеся на рынке банки будут дружелюбны к новинкам.