Мьянма и Рэмбо: при чем здесь США

Конфликт в Мьянме между мусульманами и буддистами оказался в центре внимания российских СМИ после того, как 3 сентября на акцию в поддержку мусульман Мьянмы вышли российские мусульмане. Они собрались на митинг возле посольства Мьянмы в Москве. Несмотря на то что акция не была согласована с властями, полиция не стала препятствовать ее участникам, пишет РБК.

Григорий Кубатьян, профессиональный путешественник, автор книги «Жизнь в дороге»:
Мусульмане России поддерживают мусульман-рохинджа, пострадавших от действий властей Мьянмы. Устраивают митинги перед бирманским посольством, делают воинственные заявления. Правительство России, наоборот, защищает правительство Мьянмы. Рамзан Кадыров не разделяет точку зрения правительства России. Мнение оппозиционеров-либералов разделилось – одни ругают мусульман, другие – правительство, и все вместе – Кадырова.
В этой истории стоит отметить несколько моментов.
Первое. Мьянма – буддистская страна и стремится такой остаться. Исторически мусульмане жили в бирманской провинции Аракан (Ракхайн), но община стремительно растет за счет прибывающих беженцев из Бангладеш, и этому не рады ни власти, ни местные жители-буддисты. По этой причине конфликты возникают как на бытовом, так и на официальном уровне. И тут есть два варианта. Либо вариант США/Израиля – строить стену, стрелять в нарушителей. Либо вариант Европы – самим постепенно превратиться в Бангладеш. Оба варианта имеют право на существование.
Второе. Почему-то этому делу решили придать религиозную окраску. Дескать, язычники-буддисты против мусульман. Кто кого? А если бы пострадавшие были буддистами, столкновения не вызвали бы резонанса? К слову, мусульмане не слишком уважают языческие ценности, при случае всегда готовы разрушить идола-другого, что не раз случалось в Мьянме. И потому в буддистской стране изначально рассматриваются как агрессоры. Да и давно уже воюют. Но, честное слово, конфликтам на религиозной почве давно пора уйти в историю. Их нужно рассматривать как войну соседних народов – за территорию, ресурсы, независимость. Любое упоминание религии только подливает масла в огонь. Иначе России придется вмешиваться, когда где-то обижают православных христиан. Например, в конфликт между Грецией и Турцией. Следует помнить, что «нет ни эллина, ни иудея», а есть люди. И решать конфликты нужно исходя из соображений гуманности и здравого смысла, в крайнем случае – политической целесообразности. Но не религиозной принадлежности. У нас в стране живут и мусульмане, и буддисты. Противопоставлять одних другим – неразумно и опасно.
Третье. Информация о стычках в Мьянме в первую очередь идет с международных, преимущественно западных, агентств. Иначе как бы мы вообще об этом узнали? Заявления делают эксперты американской Human Rights Watch, журналисты гонконгской Asia Times, сотрудники ООН и т. д. То, что в Мьянме давно происходят конфликты в приграничных провинциях, причем не только с гражданами-мусульманами, не новость. Интересна в этом деле обобщенная позиция Запада по поводу Мьянмы. Она отражена в фильме «Рэмбо-4». По сюжету плохие бирманские военные обижают мирных жителей, симпатизирующих повстанцам, и захватывают в плен американских миссионеров, нелегально приехавших этим повстанцам помогать. 60-летний Джон Рэмбо нехотя соглашается возглавить группу американских наемников, чтобы освободить хороших американских парней и наказать плохих бирманских. И практически единолично, под одобрение американских и международных зрителей, при помощи ножа и пулемета убивает более двухсот военнослужащих Мьянмы. Больше, чем погибло негодяев во всех предыдущих фильмах серии, вместе взятых. Иначе говоря, отношение Голливуда к властям Мьянмы не лучше, чем к фашистам в фильме «Бесславные ублюдки».
Лично я не против мусульман. И сильно против убийств и притеснений мирных жителей, вне зависимости от их веры. Меня смущает другое. В среде рохинджа появились радикальные исламские группировки, такие как «Аракан аль-Якин», имеющие связи с подобными организациями за границей. И если на этой территории возникнет что-то вроде ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - ред), то это вряд ли обеспечит мир в регионе. Удивительным образом эта строго запрещенная организация уже распространилась от западной Африки до Филиппин. Допустимо ли в этой ситуации бороться с экстремизмом силой? Разумно ли осуждать власти Мьянмы в превышении полномочий? Массмедийная истерия схлынет, а людям там жить.