Продавец автозапчастей LAF24 планирует открыть восемь новых магазинов до конца 2018 года. Рынок автозапчастей близок к насыщению, игроки ищут свои ниши.
Торговец автозапчастями LAF24, который продает запчасти для автомобилей через собственную сеть магазинов, контакт-центр и интернет-магазин, расширяет розницу. Как сообщили в компании, в планах до конца этого года открыть два магазина в Петербурге (сейчас у компании четыре торговые точки), а в следующем году продолжить экспансию в регионы — к магазинам в Пскове (четыре точки на данный момент), Петрозаводске (две точки), Великом Новгороде (одна точка) компания хочет добавить магазины в Мурманске и Вологде. В Петербурге в 2018 по плану откроется четыре новых магазина.
Авторемонт по франшизе
Сеть LAF24 развивает ООО "РИК-авто". По данным СПАРК, единственный акционер компании — Кирилл Казбан, оборот компании в 2015 году составил 45 млн рублей. Инвестиции в развитие в компании не раскрывают. По экспертным оценкам, они могут начинаться от 15 млн рублей в один магазин.
Все будущие магазины будут работать в новом для компании формате магазина-СТО. В августе LAF24 протестировала новый формат в Шушарах, открыв такой магазин в партнерстве с сетью СТО "Стайер". "Сегодня клиент хочет в одном месте и за один визит решить все проблемы, связанные с эксплуатацией авто. Клиентам не нужны запчасти, клиентам нужно решение их проблем", — говорит Виталий Кондратьев, гендиректор ООО "РИК-авто". По его словам, в партнерстве компания LAF24 отвечает за оптимизацию цепочек поставки запчастей и взаимодействие с поставщиками, а "Стайер"— за работу по установке запчастей и прочим услугам. Как отмечает Виталий Кондратьев, опыт совместной работы компаний LAF24 и "Стайер" ляжет в основу франшизы, которую партнеры будут предлагать в 2018 году.
Петербургский авторынок уже знает примеры продажи франшизы. Так, в прошлом году крупнейший местный продавец автозапчастей "Евроавто" заявил о намерении за несколько лет создать федеральную сеть автосервисов из 40-60 СТО за счет продажи соответствующей франшизы. "Мы сохраняем эти планы, программа на старте, у нас уже есть два проекта, которые работают по франшизе", — говорит Игорь Комолов, основатель сети "Евроавто". По его словам, главное условие успеха франшизы — четко отработанные на собственном опыте бизнес-процессы. "Мы к такому шагу шли 20 лет", — отмечает Игорь Комолов.
Инвестиции в реализацию планов LAF24 он затрудняется оценить, но отмечает, что основные затраты при запуске магазина идут на организацию склада. Если ассортимент магазина широкий, они предлагают запчасти для автомобилей разных марок, то затраты на склад не могут быть менее 15 млн рублей. При строительстве с нуля станции техобслуживания размер вложений зависит от количества рабочих мест. Оборудование одного рабочего поста обходится в 15-20 млн рублей, соответственно, если на станции 10 постов, инвестиции составят 150 млн рублей, говорит Игорь Комолов.
Бурлящий рынок
"Евроавто" — лидер местного рынка, у него 14 СТО в Петербурге. Также на петербургском рынке работают федеральные игроки Exist, Auto.ru, Autopiter.ru. По данным "Автостата", рынок вторичных автокомпонентов в 2016 году вырос на 8,6%, до 1,3 трлн рублей. Рынок, особенно в сегменте онлайн-торговли автозапчастями, оживился после того, как лидер среди интернет-магазинов Exist.ru потерял в продажах из-за конфликта акционеров. Спор завершился выходом из компании одного из партнеров. По данным Data Insight, в рейтинге крупнейших интернет-магазинов в категории "Автозапчасти и автоэлектроника" Exist лидирует с оборотом 17,8 млрд рублей. В этом году экс-акционер онлайн-магазина автозапчастей Exist.ru Владислав Доморацкий запустил собственный проект isNext.ru.
Авторынок находится в бурлящем состоянии: бывшие крупные игроки уходят, появляются новые с большими инвестициями (IsNext, Ulmart, Auto.ru), мелкие закрываются, им не хватает денег для существования, отмечают в LAF24. "Сегодня разворачивается серьезная борьба между компаниями за долю этого рынка. Это время для больших перемен, и выиграет тот, кто предоставит клиенту лучшее решение", — убежден Виталий Кондратьев.