Правила выживания франчайзи

 

Модель франчайзинга применяется практически во всех сферах бизнеса. Возможность расширить географию, используя сторонние инвестиции, привлекает многие компании. Обязательное условие для продажи франшизы — наличие у компании действующего прибыльного бизнеса, уникальной концепции и капитализированного бренда. Бизнес–модель описывается, тестируется ее тиражируемость, и только после этого компания может выходить на франчайзинговый рынок. У нас процесс разработки франшизы занял больше года, ему предшествовали еще 3 года опыта по развитию собственной розницы.
Сегодня в каталогах франшиз мы видим компании, которые через 2 месяца после запуска бизнеса продают продукт, который называют франшизой. Это слабые и неопытные игроки, они вредят и предпринимателям, и репутации модели бизнеса в целом. Решение у этой проблемы одно — нужно на законодательном уровне вводить аккредитацию франчайзеров. Подобные законодательные инициативы успешно реализованы на Западе. Кроме того, хотелось бы порекомендовать площадкам, посвященным продвижению франшизы, проводить хотя бы небольшой аудит размещаемых предложений.
Бизнес — это всегда риск. По оценкам экспертов, около 70% малых и средних предприятий, открытых в России, закрываются в первый год работы. И только около 4% живут более 3 лет. В франчайзинговой модели риски намного ниже, но при этом рискуют оба участника проекта. Продавец франшизы рискует испортить репутацию бренда, франчайзи — потерять инвестиции. Выживаемость бизнеса во многом зависит от начальных условий (источник и размер инвестиций, локация, персонал), качества сопровождения и вовлеченности франчайзи в бизнес. При открытии своих точек мы придерживаемся следующих правил: не менее 60% инвестиций нашего партнера должны быть собственными — нам не все равно, откуда у него деньги. Если он говорит, что продаст квартиру, машину и еще "немного займет у родных", мы не продадим ему франшизу. Размер инвестиций не менее минимального: магазин, открытый с урезанным товарным запасом, — кандидат на разорение. Локация: мы не согласовываем локации с потенциально недостаточным трафиком или арендной платой, превышающей плановые показатели.
Обязательное обучение персонала — это один из важнейших факторов, гарантирующих прибыльность магазина. Чтобы обеспечить единый для всей сети уровень сервиса, мы запустили систему подготовки, которая включает в себя очное обучение в корпоративном университете и онлайн–обучение. Качество подготовки персонала контролируется при помощи постоянных аттестаций. Одна из главных проблем франчайзи — нежелание вникать в детали бизнеса. Это может привести к неэффективному управлению и снижению доходности франшизы. Поэтому франчайзи "220 Вольт" мы сразу настраиваем на серьезную работу. Окупаемость магазина напрямую зависит от того, насколько быстро и эффективно ему удастся организовать работу магазина, мотивировать сотрудников и тому подобное.
Автор: руководитель департамента франчайзинга компании "220 Вольт" Полина Гришанкина