В Петербурге официально зарегистрировано свыше 350 тыс. юридических лиц, включая государственные и некоммерческие организации, а также ИП. Отчетность по общепринятым формам, позволяющим судить об их финансовом состоянии, подают лишь 123 тыс. фирм. Четверть из них (почти 32 тыс.), как выяснил "ДП", фиксируют убытки. И эти убытки превышают 465 млрд рублей — примерно столько составляла расходная часть бюджета Петербурга в 2015 году.
В рейтинг "ДП" попали компании, убыток которых по итогам 2015 года превышает 100 млн рублей. В Петербурге насчитывается 435 таких фирм почти во всех отраслях экономики. Их общий убыток — 403 млрд рублей.
Ситуация в Петербурге не особо выбивается из общего положения дел в стране. Так, в Москве из 280 тыс. подающих отчетность фирм 83 тыс. фиксируют убыток (почти 30%). А аналогичный рейтинг предприятий с убытками более 100 млн рублей был бы вчетверо длиннее петербургского: там таких сверхубыточных компаний под 2 тыс. с совокупным убытком более 2 трлн рублей.
Рейтинг убыточных компаний Петербурга отражает положение дел с некоторым запозданием: максимально полные данные в системе СПАРК есть пока лишь по итогам 2015 года. Более свежая статистика — об итогах работы городских компаний в 2016 году — лишь начинает приходить, и в ней пока не учтены большинство действующих фирм. Так, из нашего списка 435 компаний более свежая отчетность опубликована в СПАРК только у 10, и, разумеется, пользоваться такими данными для обобщения пока нельзя.
Для некоторых из участников рейтинга сотни миллионов убытков — привычное дело, они предъявляют их в налоговую из года в год и тем не менее продолжают работать, внешне даже вполне успешно. Занимают дорогие офисы, платят крупные бонусы менеджерам, спонсируют культурные и спортивные мероприятия. Бухгалтерские показатели не особо влияют на их работу: это крупные системообразующие предприятия, для которых миллиардные убытки лишь часть бизнес-процессов.
Особняком стоят компании, у которых убытки выше, чем выручка. Зачастую речь идет о проектах длительного цикла: тяжелое машиностроение, нефтегазовая отрасль и особенно девелопмент.
Значительная часть сверхубыточных предприятий приходится на сектор недвижимости. Из нашего списка компаний с убытками свыше 100 млн рублей 90 фирм занимается управлением недвижимостью. На высоких местах нашего рейтинга такие известные и крупные игроки рынка управления коммерческими помещениями, как "Адамант", ПАН и "Талион".
Более чем у 40 компаний в качестве основного вида деятельности выступает строительство зданий. Убыточны в 2015 году были "СПб Реновация", "Квартира.РУ", УИМП и многие другие.
Судостроение хотя и представлено в рейтинге небольшим числом компаний, но все же они в лидерах отрасли: Балтийский (правда, уже не действующее юрлицо) и Средне-Невский заводы, а в 2016 году к ним добавилась и Северная верфь с убытком в 1,8 млрд рублей.
В нашем рейтинге более 60 фирм, занятых в оптовой торговле, и 20 — в рознице. Кризис 2014 года также тяжело ударил по отрасли. Пожалуй, хуже всего пришлось продавцам автомобилей. Кроме свернувших работу недавних лидеров отрасли "Лауры" и РРТ, от кризиса пострадали и производители, и поставщики запчастей. Так, пул японских и корейских производителей, открывших производства возле заводов "Ниссан" и "Хёндэ", почти в полном составе демонстрирует убытки.
Серьезные убытки по итогам 2015 года показали и городские инфраструктурные предприятия. Самый плохой результат был у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга": 2,4 млрд рублей убытка при выручке 26 млрд рублей. В компании объясняют это общей негативной ситуацией в экономике города, которая привела к снижению потребления воды городскими предприятиями. Впрочем, если верить данным СПАРК, "Водоканал СПб" показывал убытки задолго до 2015 года: 4,6 млрд рублей в 2014 году и 291 млн рублей в 2013 году.
Как бы то ни было, в 2016 году, когда многолетнего главу "Водоканала" Феликса Кармазинова сменил Евгений Целиков, предприятие начало оптимизацию производственной себестоимости. Для этого были запущены программы экономии ресурсов и замещения импортного оборудования отечественным, а также усовершенствованы бизнес-процессы в подразделениях компании. Сильно помогло сэкономить совершенствование конкуренции при закупках товаров и услуг. Как отмечают в компании, все это, а также ликвидация дебиторской задолженности позволили "Водоканалу СПб" завершить 2016 год хоть и с небольшой — всего 34,5 млн рублей, — но прибылью. В ответе ГУП об этом не говорится, но, возможно, хорошую поддержку финансам компании оказало и повышение в 2016 году его тарифов на 10-12%.
Ряд предприятий, которые попали в наш рейтинг, уже прекратили работу. Так случилось, к примеру, с лидером по убыткам в 2015 году авиакомпаний "Трансаэро". Она отменила полеты в октябре 2015 года. В это же время было подписано соглашение о продаже акционерам S7 не менее 51% акций "Трансаэро". По итогам 2015 года компания показала убыток в 98,9 млрд рублей — абсолютный рекорд для Петербурга. При этом ее выручка составила 97 млрд рублей. Тем не менее жизнь в компании все еще теплится, и она не ликвидирована. В 2016 году "Трансаэро" пыталась вернуться на рынок и вернуть отозванный судом сертификат эксплуатанта. Компания намерена уйти из московского авиаузла в менее конкурентный регион — на Дальний Восток.
"Газпром межрегионгаз", отраслевой холдинг, продающий на территории России природный газ через 54 дочерние компании в 68 регионах РФ, занимает вторую позицию рейтинга с убытком почти в 30 млрд рублей. Серьезной проблемой, оказывающей влияние на финансовые показатели компании, является высокий уровень просроченной задолженности потребителей за поставленный газ. По словам представителя компании, на 1 января 2016 года общий объем просроченной задолженности за поставленный газ всех категорий потребителей составил 150,1 млрд рублей. Сейчас "Газпром межрегионгаз" ведет планомерную работу по сокращению просроченной дебиторской задолженности в регионах РФ: в 2016-2017 годах вступил в силу ряд нормативно-правовых актов, подготовленных с участием "Газпрома" и направленных на укрепление платежной дисциплины. Также компания активно ведет масштабную претензионно-исковую работу — в 2016 году взыскана задолженность на общую сумму 86,8 млрд рублей, что почти на 20% больше, чем в 2015 году.
Оптимистично сегодняшнее положение дел и у завода "Севкабель", который на 2015 год продемонстрировал убыток более 3 млрд рублей.
"ОАО "Севкабель" — одна из организаций-банкротов, которая принадлежала господину Макарову и которая канула в лету наряду с ООО "Севинвест", ООО "Севкабель-финанс", ООО "Севкабель-оптик" и иными. Это предприятие никакого отношения к нам не имеет. ГК "Севкабель" — это предприятие, которое за последние несколько лет сгенерировало более 1 млрд рублей EBITDA, в настоящее время успешно реализует свою продукцию не только на российском рынке, но и в странах ЕС. Мы находимся в стадии создания вертикально интегрированного консорциума с компанией "Росскат". В планах компании на ближайшие 3 года — строительство нового завода, о чем сейчас ведем переговоры с "ВТБ Девелопментом" по приобретению необходимой площадки в индустриальном парке "Марьино", — комментирует генеральный директор ГК "Севкабель" Артем Пидник.
Крупный игрок рынка недвижимости "СПБ Реновация" утверждает, что на данном этапе развития проекта реновации жилых кварталов первых массовых серий убыточность компании плановая, потому что значительные средства вкладываются в разработку новых проектов и реализацию существующих. Особенная статья расходов строительной компании — расселение хрущевок. Еще одним фактором, повлиявшим на финансовый результат компании, является особенность российской системы отчетности, согласной которой начисление прибыли происходит только после сдачи дома и ввода его в эксплуатацию.
"Мы не видим в текущей убыточности проблемы — у нас четко построенный бизнес-план и экономическая модель. По итогам 2016 года мы сократили убыток до 690 млн рублей", — говорят представители "СПб Реновация".
Успешная строительная компания Setl Group объясняет убыточность своего подразделения ООО "Сэтл Строй" тем, что большую часть 2015 года оно не вело активной хозяйственной деятельности, потому что в это время происходил процесс переориентации его на внутренние заказы холдинга. "В настоящее время ООО "Сэтл Строй" выступает генеральным подрядчиком на ряде объектов Setl Group. В 2016 году компанией получена прибыль по российским стандартам бухгалтерского учета в размере 173 млн рублей. В дальнейшем убыток не предвидится", — поясняет Инга Ярош, руководитель департамента по связям с общественностью Setl Group.
Крупнейший в Петербурге объект деловой недвижимости — "Лахта центр" — принес в 2015 году убытки из-за безвозмездной передачи городу спроектированной и построенной инженерной инфраструктуры. В частности, канализационного коллектора для нужд "Лахта центра" и прилегающих поселков Лахта и Ольгино. В пресс-службе компании сообщают, что убытки будут покрыты после завершения строительства и ввода комплекса в эксплуатацию.
Менее понятна ситуация с тремя компаниями холдинга "Адамант", которые вошли в наш рейтинг с совокупным убытком в 2,8 млрд рублей. Представители холдинга ограничились коротким заявлением о том, что "операционная деятельность холдинга является прибыльной и обеспечивает стабильный денежный поток".
Представители лесопромышленного комплекса объясняют тенденцию к убыткам курсовыми разницами и переоценкой валютных обязательств компаний по отношению к их кредиторам и поставщикам. Так, в результате курсовых колебаний за 2015 год убыток фанерного завода "СТОД" (входит в холдинг "Талион" Александра Ебралидзе) составил около 2,5 млрд. "Однако уже в следующем году чистая прибыль компании приблизилась к сумме убытка", — говорят в "Талионе".
Директор по связям с общественностью компании "Илим Тимбер" Святослав Бычков сообщил, что убытки компании в 2015 году, связанные с переоценкой валютных обязательств, не влияют на операционную деятельность компании: "Основные выплаты по кредитам пришлись на этот год, поэтому в отчетности зафиксирован такой показатель. Причиной убытков также стали затраты, связанные с модернизацией завода в Братске".
По словам руководителя департамента налогово-юридического консультирования Северо-западного регионального центра KPMG Алисы Мелконян, убыточные компании находятся под пристальным вниманием налоговых органов, которые осуществляют в отношении таких фирм глубокий предпроверочный анализ.
"Налоговый орган сравнивает налоговое бремя компаний со средним по отрасли, есть отраслевые показатели рентабельности, и при наличии существенных отклонений вероятность проверок возрастает", — поясняет она. В таких случаях налоговая пристально проверяет справедливость трансфертного ценообразования, правомерность принятия затрат в уменьшение прибыли для целей налогообложения, использования налоговых льгот.
Руководитель группы реструктуризации бизнеса KPMG в России и СНГ Андрей Митрофанов добавляет, что необходимо обращать внимание на отчетность, по которой посчитаны убытки: знать, аудированная она или нет и по каким стандартам она подготовлена, понимать, является ли этот убыток "бумажным". "Надо также понимать, не является ли убыток по отчетности следствием занижения прибыли через вывод денег на связанные стороны. Для этого необходимо анализировать не конкретное юридическое лицо, а группу компаний, в которую это юридическое лицо входит. Ответы могут быть разными. Если же убыток по отчетности действительно отражает фундаментальную убыточность бизнеса (а не отдельного юридического лица), то тогда вариантов развития событий существует немного", — отмечает специалист.
Андрей Митрофанов уверен, что ни одна группа компаний не может быть "планово убыточной", так как это противоречит желаниям всех интересантов бизнеса — акционеров, менеджмента, работников, налоговой службы, кредиторов. "Такая ситуация не сможет продолжаться бесконечно долго. В течение одного-двух лет компания либо пойдет по пути банкротства по требованию кредиторов, либо акционеры докапитализируют бизнес (если они в него верят и имеют такую возможность), либо бизнес будет продан новому акционеру (если у бизнеса есть перспективы, а у текущих акционеров нет денег, чтобы его поддержать на плаву)", — считает эксперт. По его мнению, значительное количество компаний выкарабкается самостоятельно, либо за счет улучшения ситуации в экономике, либо за счет усилий менеджмента по выводу компании на прибыль.
Безнадежные компании, которые уже и не спасти, и не продать, во многом зависят от позиции банков-кредиторов. "В отношении средних и маленьких компаний банки, скорее всего, предпочтут запустить стандартный путь по банкротству и конкурсному производству, который принесет банкам возврат в диапазоне от 10 до 30 копеек на рубль. В отношении компаний большого размера все будет зависеть от желания и возможности банков нести убытки при банкротстве. Если такого желания у них не будет, то тогда некоторые компании перейдут под контроль банков, которые будут возиться с ними уже в роли акционеров еще несколько лет, после чего бизнес будет-таки продан или обанкротится", — заключает Андрей Митрофанов. Также он предусматривает такой вариант развития событий, при котором в отношении некоторых компаний может быть запущен процесс бесконечной пролонгации кредитов, капитализации процентной ставки и так далее — только для того, чтобы компания не рухнула и не принесла кредиторам огромные убытки сейчас, что, впрочем, все равно произойдет позже.
Убыточные результаты в 2015 году показали не только компании, но и целые отрасли. "ДП" проанализировал данные всех до единой убыточных компаний в Петербурге, раскрывших свою отчетность, а не только лидеров убыточного рейтинга. Всего таких предприятий насчитывается около 7,8 тыс. Их совокупный убыток в 2015 году составил около 470 млрд рублей. Анализ их финансовых результатов позволяет говорить о состоянии дел в крупнейших отраслях экономики Петербурга.
Так, в связи с банкротством "Трансаэро" убыточные компании из отрасли грузовых и пассажирских перевозок стали абсолютными лидерами — их совокупный убыток составил около 108 млрд рублей. Даже если не брать в расчет "Трансаэро", убытки компаний, показавших отрицательный финансовый итог работы в 2015 году, превышают 8 млрд рублей.
На позицию ниже — рынок операций с недвижимостью. Потери убыточных компаний этой отрасли — более 57 млрд рублей. Большие потери понесли компании оптовой торговли непродовольственными товарами, их совокупный убыток — почти 50 млрд рублей, в то время как оптовая торговля продовольственными товарами показала убыток в 4,5 млрд рублей. Недалеко ушел и рынок строительства — убытков зафиксировано примерно на 34 млрд рублей.
Прогнозируя результаты будущего рейтинга самых убыточных компаний Петербурга, можно с уверенностью сказать, что по итогам 2016 года предприятия города будут значительно менее убыточны. Ведь вклад одной только "Трансаэро" составил в 2015 году 20% от всего убытка петербургских фирм. Так что по итогам 2016 года — уже без "Трансаэро" — совокупные убытки городских предприятий будут значительно меньше.
Недосчитается в следующем году рейтинг и других крупных компаний. Так, ООО "Джи эм авто" — оператор автосборочного завода General Motors в Шушарах также в 2015 году практически свернул работу, показав убытки в 13,5 млрд рублей, а позже и вовсе закрылся. "Мостоотряд №19", один из крупнейших городских дорожных строителей, в последний год своей работы закрыл отчетность с убытком в 1,6 млрд рублей. Такова же судьба и "Мостостроя №6" (4 млрд рублей убытков). Автодилер "Лаура", перед тем как начать распродажу своих салонов, показал убыток в 1,6 млрд рублей. Некогда крупнейшая в городе сеть магазинов "Дети" завершила свой путь также в 2015 году, зафиксировав убыток 615 млн рублей.