Ольга Мягченко Все статьи автора
11 июля 2017, 00:30 4113

Российский легпром вырос на 5,3% за счет производства спецодежды, обуви и аксессуаров для животных

Фото: Рогулин Дмитрий/ТАСС

Российский легпром нашел свои ниши на рынке: это производство различных видов спецодежды, а также летняя обувь и кожаные аксессуары для животных. В итоге крупнейшие петербургские предприятия отрасли легкой промышленности АО "БТК групп" и АО "Кожа" в 2016 году в разы нарастили объем контрактов. При этом "Кожа" увеличила свою долю присутствия на рынке почти втрое.

Росстат зафиксировал по итогам 2016 года рост в легкой промышленности: в текстильном и швейном производстве — на 5,3% (всего за год было отгружено продукции на 242,2 млрд рублей), в производстве обуви, кожи и изделий из нее — на 5,1% (46,3 млрд рублей).

Туристы интересуются Петербургом, но приезжать не хотят

Туристы интересуются Петербургом, но приезжать не хотят

2367
Ольга Мягченко

Рос легпром неравномерно: резко вырвалось вперед производство спецодежды (на 40,1%), нетканых материалов (26,6%), тканей (19,3%), ниток (16,5%), спортивной обуви (16,4%), резиновой и пластмассовой (12,9%), платьев и сарафанов (13,1%), хромовых кожтоваров (8,5%).

В 2017 году отрасль продолжила разгон. По словам замминистра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, за I квартал рост производства нетканых материалов составил 16%, спецодежды — 14%, детской обуви с верхом из кожи — 21%, одежды — 9%, изделий из кожи — 8%.

Лидеры растут

Петербург нельзя назвать центром легкой промышленности, Ленобласть тоже еще только вынашивает планы по организации швейного кластера. Но местные предприятия входят в число лидеров своей отрасли, и они ярко иллюстрируют растущий тренд.

Так, АО "БТК Групп" (принадлежит петербургскому миллиардеру Таймуразу Боллоеву), по данным СПАРК, в 2016 году увеличило объем контрактов в 12,7 раза по сравнению с 2015-м: с 53 млн рублей до 675 млн рублей. Основа продуктовой линейки БТК — спецодежда. В числе клиентов холдинга — "Аэрофлот", РЖД, "Газпром газораспределение", "Евраз", "Роснефть", МВД, Следственный комитет РФ. В 2017 году БТК подписала контракт с фондом "Росконгресс" на поставку одежды для экипировки персонала четырех главных экономических форумов страны: Российского инвестиционного форума, Международного арктического форума, Петербургского международного экономического форума и Восточного экономического форума.

Благодаря такому солидному контрактному урожаю БТК удалось в 2016 году на 86,4% нарастить производство пальто и на 90,6% — выпуск костюмов. И это при том, что один из лидеров российского костюмного сегмента, московская "Большевичка", сократил оборот за 2016 год на 4%.

Бывший топ-менеджер "220 вольт" запустил сеть универсальных зоомагазинов

Бывший топ-менеджер "220 вольт" запустил сеть универсальных зоомагазинов

2264
Наталья Модель

Госкорпорация "Ростех", которая контролирует одного из крупнейших отечественных производителей кожи АО "Кожа", обеспечивает это предприятие заказами, чтобы дать возможность инвестировать в развитие производства. В 2015 году у "Кожи" не было ни одного госконтракта, в 2016-м она получила контракт на 1 млн рублей от ФГУП "Краснодарское протезно-ортопедическое предприятие", а в 2017-м — на 3,5 млн рублей от входящего в "Ростех" АО "РТ-Финанс".

Выручка "Кожи" за 2016 год выросла более чем на 20%, до 329 млн рублей. А ее доля на российском рынке производства жестких кожтоваров (используются в основном для изготовления обувной подошвы) увеличилась почти втрое: с 13,9% в 2015 году до 36,5% в 2016-м. Как пояснили на предприятии, выпуск жестких кожтоваров в 2015-2016 годах свернули сразу несколько лидеров, занимавших совокупно 65,5%: воронежское ООО "Шевро", АО "Таганрогский кожевенный завод" и казанское ОАО "Сафьян". И "Кожа" подхватила часть рынка.

Коров не хватает

Главные стимулы для развития отечественного легпрома — сокращение импорта из некоторых стран в связи с обострением политической обстановки, ограничение зарубежных закупок российскими властями и замена импортных одежды и обуви на отечественную. Кроме того, из-за девальвации рубля иностранные товары легкой промышленности подорожали, что повысило привлекательность продукции российских производителей.

Минпромторг считает, что отечественная одежда способна занять 40% рынка РФ, заполнив нишу между сегментом дорогих европейских брендов и дешевого азиатского ширпотреба. Наиболее перспективны сегменты мужских костюмов, постельного белья, домашнего текстиля, текстильной, пластиковой и резиновой обуви, аксессуаров для животных.

Производителей товаров из кожи сдерживает дефицит сырья: поголовье крупного рогатого скота (КРС) ежегодно уменьшается. Всего по итогам 2016 года в РФ было 18,7 млн голов КРС, что на 1,6% меньше, чем в 2015-м, из них коров — основных поставщиков сырья — лишь 8,3 млн голов, то есть на 1,9% меньше. А закупать сырье за рубежом для российских предприятий нерентабельно.

Потенциал роста — 300%

Впрочем, как отмечает первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, эти успехи не стоит переоценивать. По его мнению, главная причина улучшения показателей — рост цен. У отдельных предприятий налицо существенный рост производства, в целом по отрасли тоже наблюдается некоторое улучшение. Но, во-первых, ему мешает развиваться высокая доля теневого производства — около 50%. Во-вторых, доля импорта по-прежнему очень высока — примерно 75%.

Как сообщает ПАО "Рослегпром", в 2016 году в России произведена лишь одна юбка на 25 женщин и девочек. За 2014-2016 годы производство этого вида товаров в нашей стране сократилось на 36%. "И дело не в эмансипации при замене юбок брюками, так как производство женских брюк в эти же годы тоже уменьшилось — на 46%. Бюстгальтеры, пояса, корсеты — одна штука в год на 10 женщин. Еще более остро стоит вопрос с производством пальто-полупальто, которых в год выпускается одна штука на 65 женщин. Для мужчин и мальчиков — один пиджак на 70 человек, одна сорочка на 20 человек, одно пальто-полупальто на 500 мужчин. Две пары обуви на трех человек в год, одна пара кожаной обуви — на шестерых. Один головной убор на 270 человек, один зонтик — на 14 тыс. человек", — перечисляют в "Рослегпроме".

Государство субсидирует отрасль: суммарный объем субсидий легпрому за 2016 год составил 2,5 млрд рублей, ими воспользовались 100 предприятий. На 2017 год запланировано 3 млрд рублей субсидий. Но этого недостаточно, считают участники рынка. Оборотными средствами полностью обеспечены не больше 30% предприятий легпрома. Остальные кредитуются. А ставки по кредитам слишком высоки, чтобы обеспечить рост инвестиций в развитие предприятий. В 2016 году они инвестировали в основной капитал лишь чуть больше 9 млрд рублей, что на 2,3% меньше, чем в 2016 году.

Отрасли необходима активная поддержка государства, и тогда возможно увеличение производства в 2,5-3 раза, заключают эксперты "Рослегпрома".

Новости партнеров
Реклама