Фото: Валентин Беликов

Совладелец "МаксимаТелеком" объяснил, почему только его компания раздает Wi-Fi в метро Петербурга

На фиолетовой ветке петербургского метро 4 июля появился бесплатный Wi-Fi. Его запустила московская "МаксимаТелеком" — крупнейший в России оператор беспроводных публичных сетей, который до конца года оснастит Интернетом тоннели всей петербургской подземки. Совладелец компании Алеко Крихели рассказал "ДП" о том, как компания зарабатывает на информации о перемещениях горожан, и о том, в каких частях света еще собирается развивать проекты.

Вы вкладываете в проект в Петербурге 1,3 млрд рублей и планируете окупить его за 7-8 лет. Такой окупаемости помогают в том числе льготные условия работы с метрополитеном. Сколько в итоге вы платите метро за аренду инфраструктуры в тоннелях?

Вице-президент ПАО "ВымпелКом": если бы мы собирались изобретать велосипед, мы бы не вкладывали в это деньги

Вице-президент ПАО "ВымпелКом": если бы мы собирались изобретать велосипед, мы бы не вкладывали в это деньги

4810
Жанна Журавлева

— По инвестициям все верно, окупиться планируем примерно за 7 лет, примерно такие же планы у нас и в Москве. Там мы запустились в 2013 году и к 2019-му планируем окупить вложения, хотя первоначально думали, что сделаем это к 2020 году. Что касается льготы, то корректнее сказать, что начальная максимальная цена контракта с метрополитеном оказалась примерно на 90% ниже цены предыдущего, несостоявшегося аукциона 2015 года.

Похоже на выгодное предложение. Вопрос Wi-Fi в метро Петербурга обсуждался давно. Но когда об этом стали говорить детально в 2015 году, ваша компания была единственным предполагаемым инвестором, который назывался публично. Даже несмотря на то, что в конкурсе участвовала вторая компания, ее не допустили и в итоге заключили контракт с вами как с единственным участником. Как вы для себя это объясняете? Почему не пришли конкуренты?

— Мы начали в Москве, и Москва была первым в мире городом, в котором появился бесплатный Wi-Fi в метро, доступный пассажирам внутри поезда — в тоннелях во время движения. Мы первые, кто смог создать эффективную платформу монетизации бесплатных сетей Wi-Fi. Построить, наверное, могли бы многие, а монетизировать нет. Мы умеем монетизировать разные сети Wi-Fi — подземные, надземные, ресторанные, аэропорты — вообще все. Так что это наша особенность. Именно поэтому мы начали общаться с администрацией города по вопросам реализации проекта, назывались потенциальным инвестором.

Что касается аукциона, интерес конкурентов был достаточно высокий, но проект требует специфической экспертизы, чтобы окупить вложения. И мы, наверное, больше всего подходили под те квалификации, которые нужны были для реализации проекта.

Но, когда вы пришли в Москву, опыта у вас не было, но вы тоже были единственным претендентом.

— В Москве эта тема обсуждалась в Департаменте транспорта еще с 2012 года, с 2013 года начались пилоты. Мы долго вели переговоры. Опыта у компании особо не было, но были пилоты, в которых мы показали всем, что мы можем это сделать. А в конкурсе могли все участвовать! Мы, наоборот, ждали операторов, боялись даже, что будет большая конкуренция. Но они не захотели. Мы сами вложили деньги. В Москве — более 2 млрд рублей, а в Петербурге уже вложена примерно половина средств из общего бюджета 1,3 млрд рублей. Наверное, не очень многие готовы были рискнуть такими средствами.

А в этих вложениях какое соотношение собственных и кредитных средств?

Планы ввести тотальный досмотр пассажиров в метро могут стоить экономике Петербурга 66 млрд рублей

Планы ввести тотальный досмотр пассажиров в метро могут стоить экономике Петербурга 66 млрд рублей

37294
Ольга Мягченко, Наталья Ковтун

— Есть и кредитные, и собственные, соотношение не могу назвать.

В Петербурге основным спикером по этой теме от властей выступал Игорь Албин, и про вашу компанию изначально говорил именно он. Возникало ощущение, что он лоббирует именно вашу компанию. Какова его роль в этом проекте? Как начались ваши переговоры с городом? Кто к кому обратился?

— Администрация Петербурга, как я понял, захотела сделать Wi-Fi в метрополитене сама. Это долго обсуждалось. На тот момент в Москве уже был успешно реализован наш проект в метро. Мы поняли, что город заинтересован, стали писать письма и готовить свое предложение. У нас такое общение было, официальное. Не было такого, что: "Здравствуйте, давайте сделаем Wi-Fi". Такого не было. Просто власти с 2013-2014 годов понимали, что в метрополитене нужен Wi-Fi — в том числе из-за чемпионата мира 2018 года. Это ведь положительно влияет на имидж города в целом. Так что с этого все и началось. Город захотел. Потом было много публичных обсуждений, а только потом объявили конкурс. В конкуренции с другими соискателями победила наша компания. Проект технически сложный, и необходимый опыт есть только у нас.

На какое количество пользователей в Петербурге рассчитываете?

— Примерно 1 млн подключений в день и около 1,5 млн уникальных пользователей в месяц. Мы хотим, чтобы более 30% пассажиров пользовались нашей сетью сразу после того, как она запустится в полную силу — на всех линиях.

В Петербурге в метро операторы достаточно развиты. "МегаФон" работает в тоннелях, на станциях работают все. Как вы думаете, запуск Wi-Fi как-то остановит инвестиции операторов в инфраструктуру? Планируете ли вы, как в Москве, работать с операторами (МТС предоставляют услуги связи в метро с помощью ретрансляторов, установленных в вагонах) ?

— Для операторов намного дешевле заключать с нами партнерства, чем строить и обслуживать инфраструктуру самим. В Москве, если бы операторы строили себе такую сеть, им нужно было бы вложить миллиарды рублей. А с нами это в разы меньше. Не могу называть точные цифры.

В Петербурге мы пока ведем переговоры только с двумя операторами. Мы в переговорах примерно с начала года, но сами пока занимаемся строительством своей инфраструктуры. Наверное, к концу года, ближе к полноценному запуску сети, будет ясность по этому поводу.

Есть ли у вас цель по тому, какую долю выручки должны составлять платежи сотовых операторов? Есть такие расчеты?

— Сейчас 90% нашей выручки составляют рекламные доходы, если рассматривать метро. Если рассматривать компанию в целом, то порядка 70%. Остальная часть выручки приходится на сервисы и другие проекты. Планируем, что примерно такой эта доля и будет оставаться.

Еще в каких-то городах планируете развиваться в метро?

— Да, самый большой потенциал и самая большая выручка — под землей. Мы хотим развивать нашу платформу монетизации публичных сетей Wi-Fi в других городах и не только в России. Это большие города и страны, но пока мы ведем переговоры, я не могу раскрывать конкретику. Но это и Европа, и латиноамериканские страны, и страны Персидского залива. Я надеюсь, что к концу 2018 года мы появимся еще в одном-двух городах.

Какие у вас дальнейшие планы по развитию в Петербурге? Планируете ли охватывать какие-то коммерческие объекты или наземный транспорт?

— По наземному транспорту мы бы хотели участвовать в конкурсных процедурах, если город сочтет нужным реализовать такой проект, но конкретных переговоров нет. Мы ждем решения от города. Но идея у города есть, сделать, как в Москве, где сеть бесплатного Wi-Fi есть в наземном пассажирском транспорте.

При этом самостоятельно финансировать строительство сетевой инфраструктуры на наземном транспорте мы не планируем.

Сколько, по вашим оценкам, нужно, чтобы оснастить наземный транспорт Петербурга?

— Не знаю, сколько в Петербурге единиц техники, но в Москве на оснащение оборудованием 7-8 тыс. троллейбусов и автобусов и пятилетнюю эксплуатацию сети власти потратили около 400 млн рублей. Думаю, что в целом оснащение одной транспортной единицы стоит примерно одинаково.

Почему не готовы вкладываться? Тут нет экономики?

— Да, это не окупается как коммерческий проект. При вложении средств они окупятся за 20-30 лет. Но нам это интересно с точки зрения развития единого Wi-Fi-пространства на общественном транспорте, которое работает на всем пути следования пассажира. Особенно это важно для городов с высоким туристическим потоком. Поэтому, если город готов инвестировать в инфраструктуру, мы сможем обеспечить бесшовную среду, единство сервиса.

В Москве вы еще работаете в коммерческих объектах, в ресторанах, планируете как-то развивать это направление в Петербурге? Насколько существенны эти услуги в вашей выручке, могут ли они в дальнейшем приносить больше средств, чем транспорт?

— В ближайшее время планируем начинать переговоры в Петербурге. Для таких объектов у нас есть коробочное решение MT Box. Мы устанавливаем, например, в ресторане устройство, которое будет распознавать пользователей через MAC-адреса, которые уже подключались к нашей сети. И с помощью этого решения мы можем давать сервис по анализу аудитории и таргетированному взаимодействию с ней на основе базовых характеристик: пола, возраста, доходов, географии проживания. Партнерами могут быть и сети ресторанов, супермаркетов, торговых центров, весь ретейл. Мы сотрудничаем с ресторанами Новикова в Москве. То есть мы предоставляем аналитику, которая может помочь улучшить посещаемость.

В безопасности ли данные человека, когда он подключается к таким публичным сетям?

— Серьезные интернет-ресурсы не передают конфиденциальные данные — логины, пароли, номера карточек — по открытому протоколу. Передача такой информации происходит только в зашифрованном виде. Не имеет никакого значения, к чему подключен пользователь — публичный Wi-Fi, мобильный Интернет и другие способы — шифруется трафик между абонентом и конкретным ресурсом.

А сами данные, на которых основывается аналитика, big data, подавать не планируете?

— Нет, это наше уникальное богатство, которые мы сами монетизируем за счет рекламы и таргетинга. Не хочется его терять.

Мы не являемся оператором персональных данных, и это самое важное. Мы стараемся максимально от этого отойти. У нас человек — это обезличенный профиль, кто это именно, мы не знаем, только номер телефона и мак-адрес. Мы примерно догадываемся о параметрах возраста, пола. Есть определенное понимание, big data все это собирает и сортирует. При этом мы можем делать аналитику.

Хотела спросить про ваш приход в компанию. До этого, до 2013 года, вы занимались не IT, а ресторанами, почему решили перейти в область технологий?

— У меня есть партнер Сергей Асланян (бывший топ-менеджер АФК "Система". — Ред. dp.ru). Ему пришла идея создать компанию "МаксимаТелеком" и развивать ее. У меня был опыт ведения бизнеса, Сергей предложил присоединиться, я сказал: "Почему бы и нет?". Я всегда хотел создавать что-то новое. В компании я отвечаю за развитие инфраструктурного бизнеса.

Снова в ресторанный бизнес не собираетесь?

— Я бы не хотел возвращаться в ресторанный бизнес. Пусть это остается в прошлом. Мне интересно заниматься технологичными проектами. Мне нравится, что мы дарим людям позитив, бесплатный Интернет, помогаем быть на связи. Дарим людям радость.

Но и рестораны

это тоже радость.

— Да, но не бесплатная.

Справка

"МаксимаТелеком" — оператор беспроводных сетей в метрополитене Москвы и Петербуга, а также в московском наземном транспорте и российских аэропортах.

По данным системы СПАРК-Интерфакс, выручка компании в 2015 году составила 1,47 млрд рублей, убыток — 459 млн рублей. В компании эти данные не комментируют, отмечая, что данные по консолидированной отчетности иные.

Основные акционеры "МаксимаТелеком", по данным компании, — Сергей Асланян и Алеко Крихели, остальные акционеры не раскрываются.

По данным "ТМТ консалтинга", на компанию "МаксимаТелеком" приходится около 52% выручки сегмента публичного Wi-Fi в России. Общий объем этого рынка составляет около 1,8 млрд рублей.

Алеко Крихели

Алеко Крихели родился в 1979 году в Тбилиси, Грузинская ССР. Образование получил в Тель-Авиве, в 1997 году окончил учебное заведение ОРТ "Яд Сингаловски", направление электроники и компьютерной техники. Свободно владеет четырьмя языками.

Алеко Крихели был основателем и совладельцем нескольких успешных сетевых ретейл-проектов в Москве, например Red Espresso Bar. Кроме того, он занимался технологическими проектами, в частности — в партнерстве с крупной международной компанией в России был построен совместный завод по производству светодиодов.

В 2013 году совместно с партнерами Алеко Крихели стал сооснователем интернет-компании "МаксимаТелеком". Сейчас является членом совета директоров "МаксимаТелеком". Принимая участие в операционной деятельности, он отвечает за развитие инфраструктурного бизнеса компании.

Надежда Фёдорова Все статьи автора
4 июля 2017, 13:04 3068
Новости партнеров
Реклама