В Петербурге бизнесмен вложил 800 тыс. рублей в электронные камеры хранения и достиг оборота в 83 млн рублей

Электронные камеры хранения в супермаркетах Андрей Шарганов начал устанавливать, будучи студентом. Стартап на ключах для отелей вырос как продолжение «камерного» бизнеса.
Автор фото: Архив "ДП"
Электронные камеры хранения в супермаркетах Андрей Шарганов начал устанавливать, будучи студентом. Стартап на ключах для отелей вырос как продолжение «камерного» бизнеса.
Автор фото: Архив "ДП"

Еще будучи студентом ФИНЭКа, Андрей Шарганов (29 лет) привозил оборудование из Китая для торговой сети отца. Но, отметив популярность автоматических камер хранения во время одной из поездок, решил открыть собственный бизнес и на сегодня уже добился выручки 83 млн рублей.

Свою компанию "Виоланта" будущий предприниматель Андрей Шарганов открыл в 2008 году в возрасте 20 лет. Тогда же он обучался в ФИНЭКе на экономиста, параллельно помогая отцу развивать сеть продовольственных магазинов "Вирон".

Вместо камер с ключами

Привозя оборудование из Китая, Андрей Шарганов обратил внимание на востребованность в Китае электронных камер хранения, тогда как в России в ходу оставались обычные камеры с ключами. Тогда же студент решил заняться регулярной поставкой устройств, вложив в закупку оборудования около 800 тыс. рублей, и взялся рассылать предложения потенциальным заказчикам. Первым клиентом новоиспеченной компании стала IKEA.
С тех пор ООО "Виоланта" отошло от поставок и стало само производить автоматизированные камеры хранения, арендовав мощности на одном из заводов в Колпино. Теперь у компании есть пять программистов, находящихся на аутсорсинге, — они разрабатывают программное обеспечение для устройств. Ежемесячно предприятие изготавливает и продает до 100 камер хранения, каждая включает в среднем 36 ячеек.
Помимо основного направления, "Виоланта" производит автоматы для зарядки мобильных телефонов, постаматы для курьерских компаний, камеры с системой распознавания лица и пр.
Сегодня представительства компании находятся в Китае, Египте, США и Европе, а в число клиентов входит до 100 компаний, среди которых Prisma, ПАО "Транснефть", "Лента", "О’Кей" и другие. Свою продукцию "Виоланта" поставляет в США, Италию, Испанию и Францию — объем экспорта составляет 15% от выручки компании, равной 83 млн рублей за 2016 год. По оценке Андрея Шарганова, предприятие занимает около 90% петербургского рынка электронных камер хранения и 80% российского.
"Мы одни из первых заняли эту нишу, затем на рынке появилось еще несколько компаний, которые также начали разрабатывать камеры хранения. Сейчас их не больше пяти по стране", — объясняет Андрей Шарганов.
Среди них "МВК–МАШ" в Москве, "Авангард" в Самаре и пр. При этом в Петербурге работают десятки дистрибьюторов. По словам предпринимателя, российский рынок растет, и одним из последних трендов, также пришедших из Китая, стало производство постаматов — терминалов для выдачи заказов из интернет–магазинов. "Число пунктов выдачи в городе в последние годы значительно сократилось — за них нужно платить аренду, выплачивать заработную плату работникам, куда проще установить постамат. Благодаря их массовому производству китайский рынок в 2016 году вырос в 2 раза", — рассказывает Андрей Шарганов. По его оценке, объем российского рынка составляет около 3 млрд рублей. Основные точки сбыта — это супермаркеты, аэропорты, вокзалы, школы и университеты.

Вместо стойки ресепшен

Побывав в США в 2016 году, Андрей Шарганов обратил внимание на электронные камеры хранения, предназначенные только для ключей, контролировать их выдачу позволяет специальный сервис. Изучив разработку, предприниматель решил создать российский аналог и основал стартап Key–Sharing. Так, по задумке Андрея Шарганова, устройство представляет собой терминал в виде ряда заблокированных ячеек, доступ к которым владелец сможет контролировать, зарегистрировав на онлайн–площадке личный кабинет. Также электронная система будет оповещать пользователя о том, кто когда взял и сдал конкретный ключ. Запуск монетизации стартапа назначен на июль, сейчас продукт проходит этап тестирования. Собственные средства, вложенные в проект, в размере 3 млн рублей пошли на закупку комплектующих и разработку программы. Окупить инвестиции Андрей Шарганов намерен в течение 1–1,5 года.
"Эта система в США пользуется большим спросом, хотя существует только 3 года, даже в Китае электронные ключницы еще не внедрили. Думаю, россиян они заинтересуют не меньше", — рассказывает Андрей Шарганов. Владелец "Виоланта" рассчитывает, что благодаря Key–Sharing отельеры, например, смогут полностью отказаться от ночной смены администраторов и частично от дневной. Также заселение через сервис защитит отели от действий недобросовестных сотрудников, которые минуют кассы и заселяют гостей в свободный номерной фонд.
Отельеры оценивают новшество положительно. "Все на рынке услуг гостеприимства идет к автоматизации, — говорит Алена Енова, владелица хостела "Тайга", — в Европе применяются, например, и более совершенные системы, для которых даже ключи не нужны. Если продукт будет конкурентоспособен, в том числе и по цене, мы будем им пользоваться".