Диплом в форме стартапа: об идее Министерства образования. Комментарий

 

Создание стартапов может стать альтернативой дипломным работам в вузах. Заместитель главы Министерства образования и науки Григорий Трубников рассказал, что такой проект обсуждается в ведомстве.
«Мы должны воспитывать культуру технологического предпринимательства. Это курсы повышения квалификации, курсы лекций, в университетах должны внедряться специальные программы. Мы сейчас обсуждаем, что в качестве дипломных работ могут быть не только научные работы, но и, например, малые инновационные предприятия — стартапы, которые создаются бакалаврами или магистрами», сказал Трубников.
Это здравая и замечательная идея. Тем более что это не инновация, такая практика уже есть. Это практикуют многие иностранные вузы, в России это делает Сколково.
Приведу один яркий пример, как был реализован подобный проект: это одна из компаний нашего рынка, которая производит снековые батончики. История этого проекта началась с того, что создателю компании нужно было защитить бизнес-план своего стартапа. Компания получила данные экспертизы, в которой было сказано, что объем этого рынка — 15 тыс. батончиков в год. Но в том же году она продала полтора миллиона батончиков.
Компания продолжает расти, а та работа задала стратегию ее профессионального развития на ближайшие годы. И таких примеров много. Дипломная работа действительно может определить будущую жизнь предпринимателя.
То, что есть в Сколково и чего пока нет в вузах, — это системная связь с реальным бизнесом. Летняя практика сейчас носит исключительно номинальный характер. Представители многих вузов просят взять студентов на практику, сразу оговариваясь, что это будет «типа практика», для галочки. Такой подход, конечно, ничего не дает.
Но если вузы начнут налаживать связи с реальными предпринимателями, то я уверен: многие бизнесмены пойдут навстречу. Они готовы брать практикантов и даже платить им зарплату за реально выполняемую работу, и ребята смогут кончиками пальцев ощутить, что такое реальный бизнес, и понять, как он отличается от того, чему их учили. Инициатива должна быть на стороне вузов, а бизнес отреагирует — в этом я не сомневаюсь.
Андрей Шарков, основатель Shokoladka
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"