Деньги на ветер

За 3 года компания "Домашняя вентиляция" увеличила выручку с 14 млн до 45,5 млн рублей. В планах — выход на европейский рынок в 2018 году.

Производством и установкой систем естественной вентиляции компания ООО "Домашняя вентиляция" занимается с 2010 года. Тогда же ее владелец и основатель Николай Дмитриев, руководивший направлением лизинга в Сбербанке, вспомнил инженерное прошлое и решил проблему с вентиляцией в собственном доме. Так появилось первое запатентованное устройство, избавляющее стеклопакеты от запотевания в условиях холодного климата. Стартовые инвестиции в размере 1,5 млн рублей ушли на разработку прототипа, закупку материалов и аренду офиса. Сейчас в линейке компании всего два продукта, при этом "Домашняя вентиляция" ежегодно продает до 45 тыс. устройств.

Куда дует ветер

"Когда россияне начали массово устанавливать пластиковые окна — дорогие поставлялись из Финляндии, а из Германии и Франции дешевые варианты без вентиляции. На них мы и сделали ставку", — рассказывает Николай Дмитриев. По словам предпринимателя, преимуществом его продукта стала недорогая установка клапанов, что позволило быстро набрать сеть партнеров — сейчас в их числе около 200 преимущественно небольших вентиляционных и строительных компаний, среди которых пензенское предприятие "РиМ" и BI Group из Казахстана.
Также в 2017 году "Домашняя вентиляция" готовится запустить еще одну линейку из трех продуктов под новым брендом, представляющих собой управляемую вентиляцию. Сейчас аналог западных устройств проходит тестирование в квартирах, однако такие клапаны также предназначены для бизнес–центров и коттеджей. Благодаря выпуску новых продуктов Николай Дмитриев рассчитывает увеличить выручку на 30%, а после вывода клапанов на европейский рынок — в 2 раза.
Cегодня "Домашняя вентиляция" отправляет продукцию в Казахстан, Беларусь, Украину и Киргизию — объем экспорта составляет 20% от оборотных средств. По словам Николая Дмитриева, в 2018 году цифра вырастет до 25% после выхода на рынки Финляндии и Латвии.
"Нам постоянно идут запросы на клапаны из Прибалтики — там проживает много наших соотечественников, а Финляндия — родоначальница вентиляционных клапанов. Они вообще больше востребованы в холодных странах, и там их продвигать удобнее. Так что если мы справимся со здешней конкуренцией, то сможем взять любую планку", — поясняет выбор Николай Дмитриев.

Кузница клапанов

Производство "Домашней вентиляции" появилось весной 2011 года на территории Первого городского бизнес–инкубатора Петербурга, однако со временем возникла потребность в расширении производства, и компания переехала в другое место. Сейчас помещение площадью 250 м2 находится на шоссе Революции. Там же расположен офис компании, занимающий еще 60 м2, ежемесячная арендная ставка равна 140 тыс. рублей. Всего у "Домашней вентиляции" 10 поставщиков, которые привозят вспененный полиэтилен, корпуса из пластика, картон и прочие материалы. Производством, сборкой готовых продуктов, а также упаковкой и дизайном занимаются 16 рабочих. Вместе с тем более 200 человек находится на аутсорсинге — это отдел продаж, SEO–специалисты и прочие. Самым сложным при организации своего производства, по словам Николая Дмитриева, оказалось переключиться с корпоративного на частный бизнес: "Когда я был в лизингово–финансовой сфере, там работали юристы, те, кто занимался продажами, безопасностью. Но в своем бизнесе нужно управлять командой и брать огромную ответственность", — делится предприниматель.
Сейчас российский рынок клапанов сжимается, и производителей остается немного. "Большое количество компаний в Новосибирске, но, в основном, предприниматели возят китайские аналоги финских разработок", — рассказывает бизнесмен. Объем российского рынка оценивается примерно в 3 млрд рублей. При этом около 40% приходится на Москву, а 10% — на Петербург.