Торговля в ожидании роста

После того как розничная торговля Петербурга столкнулась с падением спроса практически во всех сегментах, эксперты ждут укрупнения рынка.

Розничная торговля в Петербурге, как и в России в целом, переживает непростые времена. Как подсчитали специалисты Росстата, по итогам 2016 года ее оборот в РФ в 2016 году сократился на 5,2% по сравнению с 2015 годом — до 28,137 трлн рублей.
Во втором по величине городе страны ситуация сложилась несколько лучше. В Петербурге за прошлый год оборот розницы сократился на 1,5% в сравнении с 2015 годом и составил 1,2 трлн рублей.

Кризис заставил экономить

Экономическая ситуация заставила потребителей пересмотреть свои расходы. По оценке исследовательского холдинга "Ромир", так как давление кризиса ограничило возможности покупателей, россияне стали охотиться за промоакциями, больше планировать и делать закупки по списку, чаще обращать внимание на товары под собственными торговыми марками сетей.
По данным "Петростата", в прошлом году оборот розничной продовольственной торговли Петербурга составил 438,6 млрд рублей, на 0,2% меньше аналогичного показателя в 2015 году. На фоне практически всего нон–фуд–ретейла оборот продовольственных сетей по объективным причинам не так сильно упал в кризис. С другой стороны, в этом сегменте игроки сталкиваются с очень высокой конкуренцией, уровень проникновения сетевой торговли в Петербурге приближается к 80%, свидетельствуют данные "Инфолайн".
Эксперты рынка справедливо называют Петербург "колыбелью розничной торговли". Именно в этом городе начали работать крупнейшие торговые сети "Лента", "О’Кей", "Пятерочка". Спустя много лет "Пятерочка" продолжает осваивать новые жилые кварталы Петербурга, а в целом за этот год Х5 Retail Group планирует открыть 240 магазинов этого формата в СЗФО. Не уступает давнему конкуренту и краснодарский "Магнит", эта компания намерена запустить в регионах Северо–Запада 240 магазинов. Не останавливается в Петербурге развитие нового формата супермаркетов от "Ленты", в прошлом году закрывшей сделку по покупке финской сети "К–руока". ТД "Интерторг" собирается открыть 30 магазинов "Народная семья" в Центральном и Северо–Западном регионах.
На фоне крупных игроков локальные петербургские сети не могут похвастаться масштабами открытий. Но тем не менее запланировали новые магазины на этот год "РеалЪ — Свежие продукты", "Гастроном 811" и "Смайл". Обострение конкуренции за места неизбежно привело к уходу с рынка небольших игроков. Сеть "Лукошко" прекратила работу, продав все свои девять магазинов "Полушке", "Диета 18" сократилась до одного магазина. Экспансия федеральных сетей не помешала активному развитию сетей прилавочного формата, все больше магазинов с несколькими продуктовыми отделами открывают "Удачный", "Народный фермер", "Колхоз" и другие.

Стабильное детство

Волшебная формула "на детях не экономят" поддерживала петербургский рынок детских товаров на плаву весь кризис. Эксперты отмечают, что рынок детских товаров меньше подвержен кризисным явлениям, чем остальная розница.
В Петербурге за 2016 год, по данным COMCON Research Company, его оборот вырос на 3,6% и достиг 31,5 млрд рублей. За последний год этот сегмент петербургской розницы кардинально изменился, на место покинувших рынок сетей "Дети" и "Здоровый малыш" пришли москвичи "Детский мир" и "Дочки–сыночки", расширились местные "Вотоня" и "Лукоморье", появились новые "Детки", "Детство City".
Рынок детских товаров Петербурга вызывает высокий интерес у ретейлеров, так как он занимает второе место после Москвы по расходам на детские товары: 11 тыс. рублей на душу населения в год по сравнению с 7 тыс. рублей в среднем по стране, приводит данные начальник управления по внешним и внутренним коммуникациям ГК "Детский мир" Надежда Киселева.
По ее словам, основным драйвером роста рынка детских товаров остается высокий уровень рождаемости, поддерживаемый госпрограммами. В прошлом году компания открыла три новых супермаркета и планирует и дальше открывать магазины.

Онлайн растет быстрее

Не столь радужная ситуация складывается у торговцев бытовой техникой и электроникой. В целом по России рынок бытовой техники и электроники в I квартале 2017 года показал отрицательную динамику как в денежном, так и в натуральном выражении, связано это с продолжающимся снижением трафика и розничных цен на фоне укрепления рубля. Так, продажи крупной бытовой техники, телевизоров, компьютеров в России снизились на 4–7%. На этом фоне регионы Северо–Запада чувствовали себя более уверенно — продажи бытовой техники и электроники остались на уровне прошлого года, приводит данные региональный директор "М.видео" в регионах Северо–Запада Малик Каримов.
В Петербурге, как и в России в целом, продолжается консолидация рынка: небольшие игроки, проигрывающие по уровню сервиса и широте ассортимента, уходят с рынка, обращает внимание Малик Каримов. Федеральная "тройка" игроков — "Эльдорадо", "Техносила", "М.видео" — широко представлена в Петербурге, серьезная экспансия этим ретейлерам не характерна, скорее, компании акцентируют внимание на развитии онлайн–продаж. Так, у торговой сети "М.видео" продажи в СЗФО показали рост на 3%, при этом онлайн–продажи выросли на 18%. Ретейлер на 2017 год запланировал обновление ряда магазинов, что касается открытия новых, компания всегда рассматривает все возникающие на рынке варианты и предложения.

Стройка онлайн

Петербургский DIY–рынок (товары для дома и ремонта), один из самых насыщенных в России, последние несколько лет также переживает падение продаж. По данным агентства "Инфолайн", оборот рынка DIY в России в 2016 году уменьшился почти на 9%, а в Петербурге — на 11%. Рынок стагнирует, и его игроки не видят поводов для оптимизма, так как товары для ремонта и обустройства дома не входят в повседневную потребительскую корзину. Уход старейшей в этом сегменте сети "Метрика" кардинально не смог повлиять на рынок, ее продажи плавно перераспределились между несколькими сетями. Серьезным вызовом для местных сетей стало расширение французской "Леруа Мерлен", которая привлекает потребителей низкими ценами. Но и петербургские компании стараются не уступать, делая ставку на программы лояльности и увеличивая интернет–продажи. За последний год практически каждая сеть в этом сегменте открывала новые магазины, расширялись "Максидом", "К–раута", СТД "Петрович" и "Домовой". В этом году "Максидом" сфокусировал внимание на развитии региональной сети и готовит к открытию магазин в Уфе. "Тем не менее рассматриваем возможность строительства девятого гипермаркета в Петербурге, есть еще в нашем городе неохваченные районы", — считают в компании.