Плюс–минус миллиард

Смольный взыскал с МСС, концессионера ЗСД, более 1 млрд рублей за срыв сроков строительства центрального участка. Но после этого бюджетное финансирование МСС в 2017 году увеличили на 600 млн рублей.

Концессионер Западного скоростного диаметра (ЗСД), ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС), выплатило более 1 млрд рублей неустойки за срыв сроков строительства центрального участка трассы. Деньги поступили на счет АО "ЗСД", которое представляет интересы Смольного в проекте строительства платной трассы и на 100% принадлежит городу в лице комитета имущественных отношений Петербурга. Данные о миллиардном штрафе отражены в недавно опубликованной бухгалтерской отчетности АО "ЗСД" по итогам 2016 года и I квартала 2017 года. Поступление денег на счет АО подтвердили и в комитете финансов.
При этом во время апрельских корректировок бюджета чиновники увеличили сумму компенсации недополученной прибыли МСС на 600 млн рублей, с 4,6 млрд до 5,2 млрд рублей. Учитывая, что треть стоимости строительства трассы тоже оплачивалась из бюджета — 77 млрд из 211 млрд рублей, — депутаты Законодательного собрания выступали резко против дополнительного финансирования проекта.
Тем не менее бюджетные вложения в ЗСД и этим не ограничились. Еще 2,2 млрд рублей было выделено на обслуживание облигационного займа смольнинского АО "ЗСД".

Дорога не сразу строилась

Миллиардную неустойку МСС начислили из расчета 16,6 млн рублей за каждые сутки просрочки в строительстве центрального участка трассы. МСС должна была построить центральный участок в период с 1 марта 2013 года до 1 сентября 2016 года, говорится в пояснительной записке к бухотчетности АО "ЗСД".
Но разрешение на ввод участка в эксплуатацию датировано не 1 сентября, а 29 ноября, по данным портала Госстройнадзора. Таким образом, просрочка составила почти 3 месяца, а штраф превысил 1 млрд рублей.
Неустойка могла бы составить почти 7 млрд рублей, если бы чиновники отталкивались от изначально запланированных сроков сдачи центрального участка — конца 2015 года.
Более того, в 2011 году, когда Смольный выбирал концессионера, победу МСС принесло в основном именно оптимистичное обещание провести работы в кратчайшие сроки, за 3 года. Собеседники "ДП", знакомые с ходом строительства ЗСД, рассказывают, что переносы сроков, судя по всему, оформлялись в виде стандартных дополнительных соглашений к концессионному договору между АО "ЗСД" и ООО "МСС". Как договор, так и допсоглашения к нему стороны скрывают.
В МСС, а также в комитете по инвестициям, который курирует строительство ЗСД, и комитете имущественных отношений, который владеет АО "ЗСД", заявили, что не могут комментировать отчетность АО. Пресс–секретарь АО заявила, что не понимает задаваемого ей вопроса, поэтому не сможет на него ответить. Ситуацию с неустойкой прояснили в комитете финансов: там сообщили, что АО успешно взыскало деньги с концессионера.

Щедрые компенсации

По концессионному соглашению, если доходы МСС составляют менее 9,6 млрд рублей, разницу компенсирует городской бюджет. Вероятно, пока доходы невелики из–за низкого трафика. После открытия центрального участка он составлял, по сообщениям МСС, до 240 тыс. автомобилей в сутки, но упал на 10% после ввода платности на этом участке. Стоимость проезда по всему ЗСД тогда выросла со 180 до 300 рублей.
Против финансирования ЗСД выступали депутаты Законодательного собрания. Так, депутат Алексей Ковалев даже жаловался в Генпрокуратуру, но успеха не добился.
Тем временем помимо финансирования для МСС в 2017 году из городского бюджета выделили еще 2,2 млрд рублей для смольнинского АО "ЗСД". Как поясняют в комитете финансов, эти деньги пойдут на обслуживание облигационных займов компании.
В деловых кругах лояльность чиновников к МСС связывают с засекреченным бенефициаром кипрского офшора Blognot Limited, которому принадлежит 8,5% ООО "МСС" (еще 50% контролирует ВТБ, а 41,5% — Газпромбанк). За офшором стоит рядовой сотрудник кипрской консультационной фирмы BDO Ltd Роис Потамитис, который, вероятно, является лишь номинальным владельцем. Бенефициаром офшора на рынке считают одного из высокопоставленных федеральных чиновников из транспортной отрасли.
Впрочем, в первые годы работы от трассы в любом случае и не ожидали прибыльности. Предполагается, что ЗСД начнет приносить прибыль в 2020 году. При этом концессионер будет ежегодно выплачивать в бюджет 90% суммы, собранной свыше 9,6 млрд рублей. В управлении МСС трасса будет находиться до 2042 года.