Как экс-капитан первого ранга Аркадий Скоров занялся бизнесом и заработал состояние 4,8 млрд рублей

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

  

Первый опыт руководства большим коллективом будущий миллиардер Аркадий Скоров получил на Тихоокеанском флоте, где командовал дивизионом малых ракетных кораблей. Будучи офицером, поступил в Военно–морскую академию им. Кузнецова в Петербурге. По ее окончании в 1994 году капитан первого ранга Аркадий Скоров устроился преподавателем истории в Военно–морской институт радиоэлектроники и техники им. Попова. Там он защитил диссертацию, но к концу 1990–х годов военно–научная стезя ему наскучила.
В кризисный 1998 год 39–летний доктор педагогических наук основал строительно–подрядную фирму "Дальпитерстрой", которая выросла в один из крупнейших в Петербурге девелоперских холдингов.
"Дальпитерстрой" известен в Петербурге в первую очередь проектами жилья в экономклассе. Однако первые полноценные девелоперские проекты Аркадий Скоров реализовал как раз в премиальном сегменте: в 2005 году он сдал элитный дом в Тележном пер., 5, а в 2007 году — дом по соседству, на Тележной ул., 22 (ЖК "Александр Невский").
В 2008 году, несмотря на кризис, "Дальпитерстрой" завершил сразу семь строек: еще три очереди ЖК "Александр Невский" (Тележная ул., 13 и 15), три дома на ул. Восстания (40 и 42) и бизнес–центр класса А на Лиговском пр.
В 2009 году помимо проектов в центре (жилые дома на Шкиперском протоке и ул. Лабутина, БЦ на Гороховой ул.) были завершены и первые большие проекты на окраинах: три очереди ЖК на ул. Первого Мая в Парголово и две очереди ЖК на Пушкинской ул. в Шушарах с детским садом.
К 2010 году компания полностью перешла на экономсегмент, сдав семь домов в Шушарах, три дома и поликлинику в Парголово и дом в Гатчинском районе.
В 2011–2017 годах к ним прибавилось еще 22 дома, фитнес–центр, два детских сада, два бизнес–центра и торговый комплекс. Всего к 2017 году холдинг построил 90 объектов общей площадью почти 650 тыс. м2, а в работе у него остается 160 объектов на 3,7 млн м2. Оборот "Дальпитерстроя" в 2015 году составил 4 млрд рублей.
В конце 2016 года холдинг стал испытывать финансовые трудности: контрагенты подали более 170 исков на общую сумму около 280 млн рублей и даже несколько раз пытались запустить процедуру банкротства застройщика. Но пока компании удается отбиваться в суде, параллельно достраивая свои объекты.

Свои сети, своя нефть

В отличие от многих коллег–девелоперов, Аркадий Скоров понял, где на стройке можно хорошо сэкономить. Еще в 2002 году он создал собственную телекоммуникационную компанию "Петросеть", которая забронировала в ПТС несколько тысяч номеров и стала сама прокладывать телефонные линии к своим домам. Это оказалось в 10 раз дешевле, чем покупать услугу у сторонних компаний. В 2014 году, руководствуясь тем же мотивом, бизнесмен создал свою сетевую компанию "Росэнергосеть", которая взяла на баланс пять электроподстанций и 30 км кабельных сетей. Договорившись с ФСК ЕЭС о прямой продаже электричества, бизнесмен не только избавился от печальной необходимости годами ждать подключения от "Ленэнерго", но и получил индивидуальный тариф.
Между тем в 2009 году миллиардер с партнерами создал ООО "Дальпромсинтез", которое приобрело семь месторождений нефти и газа. Вложения в нефтяной бизнес окупились за год, и теперь компания генерирует чистую прибыль 150–170 млн рублей в год при обороте 400–700 млн. В 2016 году "Дальпромсинтез" купил лицензии еще на два месторождения.

Акадий Скоров:

Когда я был помоложе, лет в двадцать пять, я задумывался: сколько мне надо денег для того, чтобы жить хорошо. Ну, стандартный набор: машина, квартира — это понятно. Но, как у Евтушенко, надо чтобы не одному, а сразу всем. И маме с папой, и всем родным по квартире, по машине. Но дальше–то что? И я понял для себя, что не в сумме дело, а в том, чтобы не было обидно.
Лучше всего, придумал я себе, вообще, чтобы у меня самого денег не было, а как понадобилось кому–то помочь — засунул руку в кубышку и дал. И в итоге так и получилось: на собственной карточке у меня много денег никогда не было, но по потребностям всегда нужное их количество каким–то образом находилось.
Вообще каждый ищет смысл жизни в том, что он делает, что он умеет. Жизнь и дело по большому счету синонимы. Один всю жизнь трудится, не покладая рук. Другой лежит на диване. Но не факт, что этот другой хуже. Может, он молится за нас всех, и его молитвами мы все до сих пор живы — я не знаю. Лично я не могу не работать, несмотря на хворь, тружусь и прошу у Бога, чтобы трудиться до последнего вздоха.
От подчиненных требую, чтобы все были в одной команде. Ты можешь не иметь всех профессиональных навыков, предусмотренных твоей профессией, но должен быть единомышленником и приобрести все навыки в процессе работы. С другой стороны, если ты суперспециалист, но не разделяешь наших общих целей — лучше нам расстаться.
С оценкой моих активов соглашусь, если не учитывать в ней мои долги. С их учетом цифра будет, конечно же, гораздо меньше.
Дети мои пробовали заниматься бизнесом, но, возьмут ли они его в свои руки, когда я отойду от дел, зависит от них самих. Мы сами когда–то были детьми и знаем, что берем только то, что сами захотим взять. Старшим за детей решать не надо. А предпринимательская жилка и умение управлять могут проявиться в любой момент. А могут и наоборот — свернуться.