Компания "Звезда", не дождавшись госфинансирования, будет сама выпускать новые дизельные двигатели

Автор фото: Ермохин Сергей

ПАО "Звезда", не дождавшись госфинансирования производства новых дизельных двигателей, планирует самостоятельно наладить их выпуск. На это потребуется 4,5 млрд рублей.

Производитель дизельных двигателей "Звезда" получил решение Роспатента о выдаче патентов на полезные модели дизельных двигателей нового поколения мощностью от 400 до 1700 кВт для речных и морских судов, генераторов и другой техники. Новые моторы экономичнее и производительнее тех дизелей, что "Звезда" изготавливает сейчас.
Завод сможет использовать эти патенты (защищают технические решения, связанные с производством нового двигателя, его доработкой) в качестве залогового имущества.
"Мы получаем документально оформленное право на интеллектуальную собственность, которое можно заложить в кредитной организации. Мы сможем привлечь финансирование на внедрение нового двигателя в производство, — говорит председатель совета директоров и совладелец ПАО "Звезда" Павел Плавник. — Оценим патент по затратному методу примерно в 1,5 млрд рублей".

Сами с патентом

Инвестиции в производство 1 тыс. двигателей в год оценивались в 10 млрд рублей. Реконструкцию и оборудование цехов для нового производства хотели начать в 2014 году. Предполагалось, что большую часть средств выделит Внешэкономбанк под госгарантии. Но из–за обострения внешнеполитической ситуации и последовавших экономических проблем — девальвации рубля, роста процентных ставок — финансирование проекта остановили. Тогда предоставляемый "Звездой" залог не удовлетворил запросы банкиров. Кредиторы рассчитывали получить в качестве залога результаты интеллектуальной деятельности (РИД). "Звезда" передала документы Минпромторгу, а ведомство, по словам Павла Плавника, так и не поставило РИД себе на баланс. Поэтому "Звезда" и получила свой собственный патент. Теперь в планах Павла Плавника сократить затраты на проект за счет снижения уровня локализации. Минпромторг требовал, чтобы "Звезда" сама производила чугунное литье, топливную аппаратуру, поршни, гильзы. "Такая локализация нецелесообразна из–за невысокого объема производства. Выгоднее наладить кооперацию и сократить капитальные затраты", — считает Павел Плавник. По его мнению, ему удастся сократить капиталовложения с 10 млрд до 4,5 млрд рублей, а такую сумму можно привлечь самостоятельно.

Импортозамещение

В 2011 году "Звезда" выиграла конкурс Минпромторга на создание нового семейства дизельных двигателей, подписала контракт и получила 750 млн рублей из бюджета. Еще столько же вложило само предприятие.
Разработала двигатель австрийская инжиниринговая компания AVL List GmbH. В качестве консультанта "Звезда" привлекла финскую Wartsila Oyj Abp. По ее рекомендации новый двигатель может работать на газу. В начале 2015 года из Австрии прибыл опытный образец — 12–цилиндровый двигатель мощностью 1440 кВт.
"У Минпромторга странная позиция, — говорит один из промышленников, — ведомство хочет создать завод — чемпион по производству дизельных двигателей. И предлагает собственникам заводов объединяться. Но это абсурд". На "Звезде" подтвердили, что вели переговоры с Трансмашхолдингом, владеющим Коломенским заводом (производит локомотивные дизели), но успехом переговоры не увенчались. "Городу этот проект интересен. Он даст загрузку многим смежным предприятиям", — говорит Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям. — "Звезда" уже предварительно договорилась о поставках новых двигателей БелАЗу".
В Минпромторге на запрос "ДП" о перспективах нового производства "Звезды" не ответили.