Передача Исаакиевского собора идет в двух измерениях, в одном событий мало, в другом — чересчур много

 

История с передачей Исаакиевского собора обогатилась на этой неделе новым сюжетным зигзагом. РБК сообщил, что передача была согласована еще в декабре, причем на самом–самом верху — Владимиром Путиным и патриархом Кириллом (впрочем, пресс–секретарь президента Дмитрий Песков все это тут же опроверг). Но и это еще не все. Оказывается, Исаакиевский собор после передачи РПЦ получит статус патриаршего, сообщает то же издание. Мол, принимать все ключевые решения в храме будет патриарх, но к управлению собором может подключиться и епархия. К слову сказать, Морской собор в Кронштадте также имеет статус патриаршего.
Мы видим, что исаакиевский сюжет развивается в двух измерениях. Одно — официальное, и тут событий крайне мало. О заявлении на передачу ничего до сих пор не известно, никаких документов, кроме декабрьской "дорожной карты" КИО, публике не предъявили.
И второе — неофициальное. В этом втором измерении событий как раз предостаточно, все окутано какой–то мутью, ссылками на неназванные источники, версиями, теориями, догадками. Неожиданными новостями — что, например, собор передадут к Пасхе (теперь уже должны к 12 июля). Тут же роятся новости о грядущей отставке директора музея "Исаакиевский собор" Николая Бурова. Примечательно, что губернатор сам не обронил ни слова о соборе, выступая в среду в петербургском парламенте. Ну просто спецоперация какая–то!
Демонстративная закрытость, отсутствие диалога с обществом стали коронной фишкой российских властей, и никто, похоже, правила игры тут менять не собирается. Вот и ситуация со сносом московских хрущевок развивается в той же стилистике. Хорошо еще, что мэр Сергей Собянин не произносит знаменитой фразы про то, что москвичи "прикрываются какими–то бумажками о собственности", сказанной после ночи длинных ковшей.
Зачем передачу собора надо было обставлять именно таким образом: сначала губернатор с предельной лаконичностью огорошивает горожан, что "вопрос с передачей собора решен", а потом сыплется поток противоречащих друг другу сообщений СМИ. Ведь очевидно, что такими методами можно лишь обозлить существенную часть горожан (абсолютно такой же эффект успешно достигнут Собяниным в Москве).
С Исаакием возможны, собственно, два варианта. Либо это просто глупость, либо это сделано специально. Зачем накануне президентских выборов раскачивать ту самую лодку, о которой президент говорил несколько лет назад? Конечно, не исключен сценарий, при котором Владимир Путин выходит в нужный момент на авансцену и всех примиряет. Однако вряд ли обойдется без раздражения и ощущения легкого обмана, и испытают их все стороны противостояния.
Впрочем, все это — догадки и размышления, а что реально прячется за закулисьем 2017 года, мы если и узнаем, то нескоро. В 2019–м, например.