Как "Смешарики" помогли Илье Попову заработать состояние 6 млрд рублей

 

В 1996 году 18–летний студент Университета технологии и дизайна Илья Попов собрал команду однокашников и основал фирму "Центр перспективных разработок". Начали они с того, чему учились в вузе, — с дизайна интерьеров и товаров. Но самыми перспективными тогда оказались детские образовательные игры, заказы на которые через пару лет стали приходить от крупнейших на тот момент российских издательств ("АСТ", "Просвещение", "Эксмо", "Дрофа").
Этот проект вырос в компанию Fun Game, которая за 3 года разработала более 400 игр. А в 2000 году в компанию пришли художники–аниматоры из закрывшейся студии Animation Magic, и компания переключилась сначала на компьютерные игры, а в 2001 году начала работу над проектом "Сластены", который впоследствии, в 2003 году, превратился в мультпроект "Смешарики".
В 2003 году Илья Попов основал студию компьютерной анимации "Петербург". Успех мультсериала "Смешарики" принес студии не только сотню российских и международных наград, но и расположение Минкульта, выразившееся в том числе в размещении госзаказа на создание просветительских образовательных мультфильмов.
В 2004 году Илья Попов создал компанию "Мармелад медиа", которая стала управлять интеллектуальными правами студии. Два года спустя все права были выведены в немецкую компанию Smeshariki Gmbh, которая наводнила арбитражные суды исками к торговцам контрафактными Нюшами, Лосяшами и Крошами.
Именно их юристы и частные детективы тогда сформировали практику судебной защиты авторских и смежных прав, с которой в те времена обстояло в России худо. Параллельно бойко шла торговля собственными брендовыми товарами, а также играми и комиксами.

Рано фиксить прибыль

Несмотря на регулярно поступающие предложения о продаже бизнеса, расставаться с ним Илья Попов не торопится. В 2013 году лицензию на прокат "Смешариков" купили французы, а в 2016 году — американцы. В 2010 году Илья Попов объединил все свои компании в ГК "Рики", которая стала создавать, лицензировать, продвигать медиабренды и управлять ими. Помимо "Смешариков" в ее портфель вошли еще девять проектов, среди которых "Фиксики", "Пинкод", "Малышарики" и другие.
Кроме мультфильмов "Рики" выпускает компьютерные игры, печатную продукцию, а также управляет сетью детских игровых площадок "Клуб друзей Смешарики". В 2015 году совокупный оборот группы превысил 7,2 млрд рублей.
> Оценка состояния (согласно рейтингу миллиардеров "ДП" на сентябрь 2016 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.
Бизнес для меня — в первую очередь любимое дело, а заработанные деньги — ресурс для развития бизнеса и в определенной мере оценка успеха. В жизни я стремлюсь попробовать и испытать как можно больше всего интересного. Я не работаю с подчиненными. У меня есть коллеги, партнеры по бизнесу, но не подчиненные. И от них я жду прежде всего умения самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. А еще я стараюсь находить тех людей и работать с теми, кто может научить меня чему–то новому. Семья помогает мне в бизнесе. Это две части моей жизни, которые неразрывно связаны друг с другом. Без моей семьи я был бы совсем другим человеком. В нашей стране бизнес в креативной индустрии еще пока в принципе сложно кому–либо оценивать (нет принятых норм и правил оценки брендов, товарных знаков и уж тем более анимационных персонажей). Единственное, что поддается оценке, — это публичные сделки с инвесторами.
Илья Попов
Совладелец ООО "Продюсерский центр "Рики"