Когда стартаперу пора увольняться

 

Одно из главных правил для меня как инвестора: не инвестировать в стартап, где основатели не готовы посвящать ему 100% времени. Полгода назад я увидел один интересный проект. Идея хорошая, рынок растущий. Бери и делай. Но как–то не заладилось у ребят. Долго тянули, через 3 месяца даже интернет–страницу для потенциальных клиентов не сделали. Оказалось, отвлекает прежняя работа. Потом встретил еще команду, которая за неделю сделала страницу, проверила каналы трафика и даже провела анализ. Все, думаю, можно работать. Прошло 3 месяца. Прототипа нет, продаж тоже. Основатель погряз в своей основной работе. Мало кто решается на риск остаться без работы и средств.
Как же создать стартап без стартового капитала и с минимальными рисками? Рецепт есть: максимально быстро собрать продукт с минимальной функциональностью (MVP — Minimum Viable Product), реализующий только одну, но ключевую функцию. Это позволит протестировать идею на рынке и получить первую продажу. Многие стартаперы уже здесь допускают одну из двух ошибок: пытаются сделать продукт таким, за который не стыдно, или делают продукт в одиночку. Выживают те, кто привлекает самых талантливых коллег к разработке продукта и сокращает до абсолютного минимума функционал продукта. Особенно хитрые даже не разрабатывают продукт, а готовят презентацию и идут продавать ее.
Теперь у стартапера есть MVP или хорошая презентация продукта, а он еще не потратил ни копейки и продолжает работать по найму. Сейчас ему нужно совершить первую продажу. Он собирает 10–20 контактов потенциальных клиентов, договаривается о встрече и приходит с презентацией. Его цель на этом этапе — получить деньги (заверения, подписанные договоры не подходят). Неважно, что продукта на самом деле нет и продается воздух. На этом этапе можно. Цель — добиться нескольких первых продаж. Это все еще можно делать после работы, в обеденный перерыв и в выходные. Тяжело, но можно.
Получив первые деньги от клиентов, стартапер освобождает грядущие выходные и тратит время на расчет бизнес–плана и создание презентации для инвесторов. Здесь важно, чтобы бизнес в среднесрочной перспективе стал рентабельным. Идеально, если в краткосрочной. И обязательно он должен обеспечить возврат инвестиций. Хороший возврат — это рост стоимости компании в 30 раз за 4–5 лет.
Стартапер обратился в клуб инвесторов, прошел глубинный анализ и вышел на инвестсессию. Возможно, через месяц у него уже будут деньги на счету. Пришло время увольняться. Теперь вы получаете зарплату уже из тех средств, которые в вас инвестировали. Такой подход позволяет сфокусироваться на одном проекте и при этом снизить риски.
Автор - предприниматель, инвестор