Россияне не захотели жалеть Белоруссию

Автор фото: Виктор Драчев/ТАСС
Автор фото: Виктор Драчев/ТАСС

В соцопросе россияне довольно внезапно горячо поддержали введение визового режима с Белоруссией, но еще важнее, что большинство выступили за отмену всяческих скидок на газ для Минска.

Социологи удивили: результаты опроса ВЦИОМ о возможности введения визового режима с Белоруссией показали, что 78% россиян поддерживают такую возможность (опрошено 1,2 тыс. человек). Вопрос, надо уточнить, был прямо увязан с тем, что в начале февраля Минск ввел безвизовый режим сроком на 5 дней для граждан 80 стран, включая США, страны Евросоюза и ряд азиатских государств.
Параллельно Россия объявила об установлении пограничной зоны на границе с Белоруссией — это стало одним из поводов для критики со стороны президента Белоруссии Александра Лукашенко наряду с вопросами поставок нефти и газа, а также торговых трений на недавней пресс-конференции.
Опрос показал следующую картину: несмотря на то что 40% россиян считает Белоруссию дружественным государством, 78% при этом полагает, что нужно отменить безвизовый режим с этой страной, так как Россия "не должна пускать на свою территорию людей, не получивших положенной российской визы".
Вопрос, надо еще раз уточнить, включал в себя формулировку "и теперь граждане этих стран могут въехать в Россию через Белоруссию, не получая российскую визу". Задающие вопрос как бы сразу подсказывали, что бразильцы и американцы поедут в Белоруссию только для того, чтобы тут же переправиться через российскую границу окольными тропинками.
Сам Александр Лукашенко комментировал угрозу так: "То, что мы разрешили приехать на 5 дней без визы через аэропорт, один в Минске, какая же это угроза национальной безопасности России? Паспорт посмотрим, в компьютере кнопку нажмем, у нас миллион пятьсот стоит на учете невъездных в Беларусь и Россию, единый союзный список".
При помощи таких наводящих вопросов можно получить практически любой результат. Белоруссия в открытии границ не пионер: например, очень широкий безвизовый режим с европейскими и другими странами имеют Армения или Молдавия, имеющие также безвизовый режим и с Россией; и никого это не смущает. Хотя, конечно, нюанс в том, что у этих стран нет сухопутной границы с Россией и пограничную зону там не установить. К примеру, вдоль границы с Монголией, имеющей безвизовый режим как с Россией, так и с США, Японией, Германией и другими странами, в том числе Грузией, такая зона есть.
Но этот вопрос лежит в несколько иной плоскости, нежели простая бюрократия; Александр Лукашенко апеллирует не к ней, а к неформальным отношениям двух стран.
Сама по себе идея виз с Белоруссией должна казаться взрывающей мозг, потому что в России этого соседа привыкли воспринимать как страну с особым статусом как бы "продолжения России". Этот статус слабо формализован юридически (аморфное Союзное государство России и Белоруссии — тому иллюстрация; союз, который вроде бы существует, а вроде бы и нет), но зато хорошо укоренен неформально.
Тем не менее, как оказалось, эта идея при некоторых условиях воспринимается на ура. Интересно, что социологи даже не предложили россиянам вариант ограничения собственно пограничными зонами — проверку паспортов на КПП никто не отменял, и этого вполне достаточно для того, чтобы остановить туриста без визы. Именно этот вариант и будет действовать — Кремль, во всяком случае, заявил, что введение визового режима с Белоруссией не рассматривается; но россиянам предложили задуматься над визами — и больше ни над чем.
Более того, тот же опрос ВЦИОМ показал, что россияне еще и против продажи белорусам газа по льготной цене (69%); хотя при этом только 56% в принципе выступают за то, чтобы продавать всем нефть и газ без скидок, а 38% сочли, что скидку нужно делать странам-союзникам.
Если за отмену скидок именно для Белоруссии выступает больше людей, чем за отмену скидок вообще, это должно означать, что предоставлять льготы Белоруссии не хочется особенно.
И даже непонятно, какой вопрос, о визах или о газе, был главным в этом опросе. Учитывая, что речь идет, во-первых, о фактически государственной социологической службе, а во-вторых, о направляющих вопросах, можно сказать, что этот демонстративный опрос должен больше заставить задуматься о чем-то Александра Лукашенко, нежели россиян. Которые о Белоруссии на самом деле в массе своей мало что знают (это украинских политиков у нас на каждой кухне перечислят, а вот как зовут премьер-министра Белоруссии, с ходу никто не скажет), но уже давно научились улавливать начальственные эманации и слаженно демонстрировать нужное отношение к чему угодно и теперь должны приучиться к мысли, что особый статус Белоруссии на самом деле вещь сугубо умозрительная.