Старые шины переработают в топливо для котельных

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Петербургская компания "Стройспецмонтаж" вложит около 250 млн рублей в строительство пяти заводов по переработке шин на Северо-Западе и других регионах России. Эксперты отмечают, что новая технология по переработке шин приживается с трудом, но потенциал у нее есть.

Первый завод компания открыла в Петербурге в поселке Металлострой. Как рассказал dp.ru руководитель ООО "Стройспецмонтаж" Андрей Иванов, инвестиции в его создание составили 54 млн рублей собственных средств. Завод расположен на арендованных площадях, это 2 тыс. м2. В год завод сможет утилизировать до 5 тыс. тонн шин. Это примерно 1/8 часть от общего объема уже использованных шин в городе. В Ленобласти на свалках находится более 150 тыс. тонн бесхозных шин. Кроме того, ежегодно в городе и области образуется еще по 30 тыс. шин, годных к утилизации.
Шины на заводе "Стройспецмонтажа" подвергаются термической обработке. В результате на выходе получается синтетическое топливо. Мощность нового производства — 2,5 тыс. тонн топлива в год. "Оно может использоваться в теплоэнергетике, это нечто среднее между дизельным топливом и мазутом. На синтетическом топливе могут работать котельные", — пояснил Андрей Иванов. Он добавляет, что это будет единственный на Северо-Западе завод по сжиганию шин. Это современная технология, которая имеет в России большие перспективы, уверен предприниматель.
По его словам, у компании уже есть потенциальные покупатели топлива из сферы энергетики. В ближайшие 5 лет компания намерена построить еще четыре таких же завода в СЗФО и других регионах России. Инвестиции в каждый завод составят около 50 млн рублей.
ООО "Спецстроймотнаж" работает в сфере обращения с отходами. Совладельцы компании — предприниматели Анатолий Шумицкий, Андрей Иванов и Наталья Ломакина. У партнеров есть еще несколько компаний, которые также работают на рынке обращения с отходами, а также занимаются обслуживанием строительной, коммунальной и другой спецтехники.
Эксперты отмечают, что в России до сих пор была распространена технология переработки шин в резиновую крошку, которая используется при производстве асфальта. Спрос на нее в дорожном строительстве в России крайне мал. Тем не менее, петербургская группа компаний  "Асфальтобетонный завод-1" уже начала тестировать новые смеси асфальтобетона с использованием резиновой крошки  при ремонтных работах, например, на Суворовском проспекте. Заказчиком работ выступает Дирекция транспортного строительства Петербурга. Считается, что смеси с добавлением резиновой крошки более износостойкие, особенно зимой, а также более экологичные.
В Петербурге и Ленобласти переработкой шин в крошку занимаются компании "Невавторсырье" и "Премио", объемы переработки каждой компании составляют от 5 тыс. до 10 тыс. тонн продукции в году. А в прошлом году компания "Инноватех" объявила о строительстве в Петербурге нового завода по утилизации резиновых отходов мощностью в 30 тыс. тонн продукции в год. Инвестиции должны составить более 900 млн рублей. Строительство предприятия еще не началось.
Кроме того, ЗАО "Техноресурс" осенью прошлого года открыл в Волосово завод по выпуску резиновой крошки мощностью в 6 тыс. тонн в год и планирует вложить  200 млн рублей в строительство еще нескольких таких производств.
"Прекрасно, что "Стройспецмонтаж" занялся переработкой шин. Но, к сожалению, большого спроса на топливо, получаемое в результате переработки автопокрышек, у нас в стране пока нет", — отмечает генеральный директор ЗАО "Техноресурс" Михаил Василенко.
"Пока у нас получается продавать резиновую крошку для использования ее в асфальте, но только не в Петербурге, а в других регионах", — рассказывает гендиректор ООО "Невавторсырье" Сергей Ларин. По его словам, в Киришах, Выборге и Тосненском районе несколько лет назад были установлены линии по переработке шин в синтетическое топливо, но они уже перестали работать. "КПД у такого вида топлива низкий, а стоимость высокая, поэтому покупателей не найти", — заключает Сергей Ларин.