Фондохранилище Эрмитажа и правила тендеров. Комментарий

 

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский прокомментировал визит сотрудников ФСБ в музей (они проверяли документацию по проекту строительства фондохранилища Эрмитажа – по предварительным данным, по этому проекту было «потеряно» около 1 млрд рублей).
«Мы живем в условиях, когда кругом жулики, и этих жуликов нужно заставлять работать до того, как они обанкротились», – заявил Пиотровский и напомнил историю о компании «Интарсия», которая занималась зданием Главного штаба, а потом обанкротилась.
«У нас очень плохой закон: по тендеру выигрывают самые неизвестные и самые неумелые. А наше ценообразование почти никогда не совпадает с хорошим ценообразованием», – добавил директор Эрмитажа.
Если есть проблема, то нужно бороться с этой проблемой, а не примитивизировать законодательство.
Ситуация, когда по государственным тендерам важнейшим критерием является цена, тупиковая. Если мы хотим сократить число скандалов вокруг этих тендеров, то ориентация на цену – это самый неверный путь.
Такие правила открывают дорогу компаниям, которые неизвестны на рынке. Они заявляют самую низкую цену, рассчитывают на самые дешевые материалы и самую дешевую рабочую силу – с соответствующими последствиями для качества. К тому же возникает риск банкротства: им кажется, что денег хватит, а потом выясняется, что нет.
Когда-то такие правила ввели, потому что на тендерах часто побеждали «свои» компании, под которых писались условия конкурса. Будущие победители закладывали достаточно большую маржу, чтобы со всеми поделиться. Чтобы изменить такую ситуацию, оставили только критерий цены.
Но если были взятки, если были откаты – значит, надо было с этим и бороться. Надо было бороться с коррупцией, совершенствовать правоохранительную систему. А то уже предлагается и лицензии, и стандарты отменить, потому что это якобы источник коррупции. Не надо непрерывно переделывать федеральное законодательство, превращая его в ущербное, – это неэффективно.
Олег Барков – профессиональный девелопер