Чужие здесь ходят. Рецензия на фильм "Притяжение"

Автор фото: Кинопоиск

Андрей Архангельский, посмотрев фильм "Притяжение" про инопланетян в Москве, объясняет, чем это кино отличается от стандартных лент, набитых патриотическими штампами.

Над Москвой сбита летающая тарелка — она упадет в районе Чертанова и будет здесь находиться примерно месяц; кто там внутри — непонятно, первый контакт с инопланетянами состоялся, но успешным его не назовешь. Место падения тарелки огородили по периметру, много военной техники и машин скорой помощи, много пострадавших, внимание всего мира приковано к России. Все до этого момента примерно понятно, так это мы и видели. Наибольшую опасность для телезрителей представляет трейлер картины — посмотрев его, можно подумать, что это очередная патриотическая лента о тесном сотрудничестве силовых ведомств и спецслужб, которые должны оградить граждан от вторжения чужеродных сил. "Это наша земля" — лозунг, который появляется в том же злополучном трейлере, можно подумать, что это про жителей Чертаново, которые лично поднялись на борьбу с чужеземным злом.
Картина, которую вы увидите, не имеет ничего общего с этими патриотическими штампами, и надо сразу сказать, что самым выдающимся в этом фильме является воля режиссера, продюсеров, сценаристов, которые не побоялись создать коммерческую картину именно о человеке, а не о государстве или, допустим, технических возможностях инопланетян. Надо сказать, что режиссер Федор Бондарчук при нормальном раскладе должен был бы давно уже стать в нашем кино проводником, так сказать, цивилизационного тренда. Тут же начинаешь вспоминать, что ведь и "9 рота", и "Обитаемый остров"", и даже "Сталинград" были вовсе не типичными стрелялками, а скорее все-таки попыткой говорить с миром на одном языке. Но всякий раз, когда Бондарчук представляет новое кино, думаешь с ужасом: вот сейчас будет что-то лоялистско-героическое. Почему так? Может быть, потому что нам кажется, что иначе сегодня режиссер высокобюджетного кино и не может себя вести — ибо это нелогично?..
Оказывается, совершенно логично и нормально. То есть можно — даже при всей нынешней ситуации с монополией государства в области кино — позволить себе иметь и какие-то собственные идеи, взгляды, позицию, реализовать их, а затем не побояться представить широкому зрителю. Можно быть респектабельным режиссером — и при этом не издавать воинственных криков, а попытаться напомнить об универсальных и даже, страшно сказать, общечеловеческих ценностях. Да, фильм именно об этом, о поиске общего языка, о том, что выбор у нас всех, в общем-то, невелик — либо конфронтация, либо диалог. Естественно, все это сказано не впрямую, а иносказательно. Естественно — это уже родовая болезнь русского кино, — снимали его "специально в расчете на молодежную аудиторию", а это у нас означает, что история рассказана немного школьным языком. Играют тут несколько навзрыд, и диалоги неестественные. Не идеальный фильм, конечно. Но сам посыл фильма не назовешь иначе как гуманистическим, это по нынешним временам сенсационно.
По словам продюсера ленты Михаила Врубеля, идея фильма родилась в 2013 году. Создатели обратились к истории с нашумевшим конфликтом между жителями Бирюлево. "Мы понимали, что ее нельзя рассказывать в том виде, как она преподносилась в СМИ, мы заменили одну (сторону конфликта) на пришельцев". Это кажется на первый взгляд внутренней цензурой, но инопланетяне — это всегда в кинематографе повод поговорить о нас самих в первую очередь. Когда один инопланетянин попадает на улицы Москвы и ведет себя несколько странно, самым логичным и простым объяснением его поведения оказывается фраза "он из Питера". Инопланетянин, как оказывается, универсальная метафора: это вообще любой "другой" — иностранец, мигрант, человек с иными политическими взглядами. Как мы реагируем на этого чужого и как, соответственно, мы выглядим с точки зрения этого другого — все это тут сказано с горькой правдивостью. Это скептический взгляд на нас самих в первую очередь. Поймут ли это зрители, которых приучали в последние годы смотреть на мир только с помощью одной оптики, только через прицел?.. Финал там открытый, есть разные все-таки варианты.