Туристический логотип Петербурга: то, чего нет, для тех, кому это не нужно

Автор фото: Сергей Коньков

Корреспондент "ДП" побывал на скандальном процессе по делу антимонопольной службы: о контракте комитета по туризму и студии Артемия Лебедева на разработку лого Петербурга. Выяснилось, что многие дизайнеры готовы сами приплатить за подобный контракт с городом. Но комитет по туризму не настроен пополнять бюджет таким образом.

В Петербурге начался скандальный процесс по поводу логотипа, который разработала студия Артемия Лебедева для презентации города за рубежом. Заказчиком логотипа выступил комитет по туризму, а сумма сделки, по словам чиновников, составила 1 рубль.
Заявителем по делу выступает студия "Григорьев Борис и партнеры". Доводы владельца студии Бориса Григорьева просты: он и многие другие дизайнеры охотно предложили бы свои варианты логотипа и полагают, что эти работы должны были выставляться на конкурс.
Корреспондент "ДП" побывал на заседании. Обсуждение длилось час, но ситуация практически не прояснилась. Антимонопольщики перенесли разбирательства на месяц, на 27 февраля. Зато стало ясно, что Смольный совершенно не настроен на расторжение контракта со студией Лебедева, хотя петербургские дизайнеры предлагают заработать денег для бюджета: объявить торги на повышение на право разработки логотипа. В таком случае за использование плодов своего труда платили бы они сами.
Именно с этого вопроса антимонопольщики начали выяснять обстоятельства дела. Оказалось, что мнения на этот счет расходятся. Например, юрист студии Елена Канунникова заверила, что комитет приобрел фактически просто картинку.
"Мы не создавали государственную символику, так что регистрировать ничего не требуется. Это просто иллюстрация. Комитет заинтересовался, мы заключили договор стоимостью 1 рубль. По договору мы передали авторские права комитету", — объяснила она.
В комитете покупку называют "нематериальным активом", который был "введен в эксплуатацию". Об этом даже составлен целый акт приемки. Там же уточняется, что актив — это "графический элемент логотипа и серия логотипов на его основе".
Правда, договор между комитетом и студией Лебедева так и не показали. Представитель комитета по туризму Алексей Лысенко воскликнул: "А разве мы обязаны?" Антимонопольщики тоже засомневались, обязаны ли: "Может, там коммерческая тайна". Уверенности в голосе не было ни у кого, ведь закупка проходила по 44-ФЗ о госзакупках. Считается, что хотя бы ради прозрачности и открытости стоит публиковать документы таких закупок.
На вопрос о том, внесен ли таинственный договор в реестр госконтрактов, Алексей Лысенко снова отреагировал: "А разве это необходимо?" Попытки антимонопольщиков и Бориса Григорьева взывать к логике не увенчались успехом. Представитель комитета стоял на том, что закон не нарушен. Тогда и антимонопольщики перешли на юридический язык и поинтересовались, прописано ли где-либо в нуждах города, что ему нужен логотип? Может, он и вовсе по закону не требуется? И было ли зарегистрировано право студии на логотип, а если нет, то что именно получил комитет по договору?
"Закупка была произведена у единственного поставщика. Закон позволяет заключить договор стоимостью до 100 тыс. рублей с единственным поставщиком, не приводя обоснования того, почему конкурс не проводится. Замечу, что потрачен всего лишь 1 рубль, что соответствует цели экономии бюджетных средств", — говорил он.

Готовы приплатить

Представительница студии также заверила, что они не зарабатывают на логотипе ни копейки и не получают отчислений при его использовании. Больше того, название студии не упоминают на выставках, где используется логотип.
Антимонопольщики поинтересовались, не полагалось ли студии денег за дизайн логотипа, например, когда его разместили на информационных стендах Петербурга, и как вообще формировалась цена такого контракта. "Одно дело — формирование цены, другое дело — заключенный контракт с отсутствием спецификации, подтверждающей стоимость оборудования", — уклончиво ответил представитель комитета.
Для сравнения:, сейчас ведется разработка туристического бренда России. Проводится конкурс, на который подали заявки около 40 участников. "Вся индустрия объединилась, чтобы предложить Министерству туризма подходящий знак", — отмечает Борис Григорьев.  
Во время обсуждения выяснилось, что бюджет может не только сэкономить, но и заработать. Борис Григорьев воскликнул, что за такую строчку в портфолио своей студии готов и сам приплатить. В кулуарах после заседания он даже назвал корреспонденту "ДП" сумму — минимум 1 млн рублей в год, — и добавил, что можно было бы провести торги на повышение.
Но представительница студии Артемия Лебедева покривилась, услышав о доплатах, и с гордо поднятой головой заметила, что они за использование своей работы не доплачивают.
Григорьев за ответом в карман не полез и принялся иронизировать над выбором солнца в качестве логотипа Петербурга. "Вы вообще знаете, сколько у нас в Петербурге солнечных дней? Их 30 в году!" — обратился он к собеседнице. В результате дискуссия пришла к тому, что лучший логотип для любого города — это его герб.
Вскоре выяснилось, что солнечный логотип особым спросом не пользуется. Из коммерческих организаций им интересовалась только фирма, которая продает товары через площадку интернет-магазина студии Артемия Лебедева.
Причем предприниматели прошли долгий трудный путь, чтобы сделать все законно, рассказала представительница студии Лебедева. По ее словам, студия по отдельному договору предоставила им доступ к своему интернет-магазину как к "части информационного пространства сайта". После этого предприниматели заключили договор с креативной студией "Шоколад". Та, в свою очередь, запросила у петербургского комитета по туризму согласие на использование логотипа, разработанного студией Лебедева. Комитет выдал такое разрешение, и студия произвела шоколадки с логотипом. И, вуаля, шоколадки с логотипами от студии Артемия Лебедева" появились на сайте студии Артемия Лебедева".
Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первыми узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!