Неэффективное законотворчество

У резонансных законодательных инициатив из Петербурга крайне низкий КПД. За 10 лет Госдума приняла только 5% предложений.

Недавно Госдума отклонила в первом чтении законопроект "О некоторых вопросах сохранения и развития исторического центра Санкт–Петербурга". Его больше 2 лет совместными усилиями разрабатывали чиновники Смольного и депутаты городского парламента. Проект закона давал гарантии собственникам в домах, расположенных на территории "Конюшенная" и "Северная Коломна — Новая Голландия" (418 зданий, 155 из них — жилые дома, в которых проживают 21 тыс. человек): либо получить компенсацию, либо альтернативную жилплощадь, либо переехать на время ремонтных работ в маневренный фонд.
На федеральном уровне идею не оценили, проект получил разгромный отзыв от правительства РФ. Против его принятия высказался и профильный комитет Госдумы по культуре. В итоге инициативу поддержали мизерное число депутатов, только 34 из 450 человек.

Отклонили половину

Сейчас в базе законопроектов на официальном сайте Госдумы числится 203 федеральные законодательные инициативы, внесенные петербургским парламентом на рассмотрение за последние 10 лет. Почти половина из них — 101 проект не смог набрать нужного количества голосов для принятия и был отклонен. Еще 60 проектов даже не удостоили рассмотрения и вернули городским законодателям. Последний такой случай был на этой неделе. Петербургские депутаты предложили поправки в закон "О государственной судебно–экспертной деятельности в РФ", которые разрешали проведение судебно–психиатрических экспертиз исключительно в госучреждениях. Комитет ГД по государственному строительству и законодательству распорядился вернуть законопроект авторам назад в Мариинский дворец. Кроме того, в прошлом году в Петербург возвращали поправки в закон о торговле и в закон о лотереях.
До сих пор не были рассмотрены даже в первом чтении 32 законопроекта. Причем многие ждут своей очереди несколько лет. Были приняты, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом только 10 законопроектов. То есть менее 5% всех петербургских инициатив за 10 лет.
Это совпадает со среднероссийскими показателями. По подсчетам Фонда ИСЭПИ и Центра содействия законотворчеству, 70,9% законов, принятых Госдумой последнего, седьмого созыва были инициированы правительством РФ, лишь 17% самими депутатами, и только 4,8% поступили из регионов. Остальные внесли президент, сенаторы и судьи Верховного суда. Стоит отметить, что за 2 года ни один петербургский законопроект не был принят Госдумой. Последние инициативы из Петербурга, которые стали федеральными законами, касались миграционного законодательства.Например, в столице поддержали двухлетний запрет на привлечение иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов и право зарубежным артистам гастролировать в России без получения разрешения на работу. Также за 10 лет петербургские депутаты трижды вносили поправки в закон "О днях воинской славы и памятных датах России", дважды меняли избирательное законодательство и закон об ипотеке.

Равнодушные люди

Депутат ЗС Борис Вишневский объясняет происходящее нежеланием федерального парламента внимательно рассматривать инициативы, поступающие из регионов, в том числе из Петербурга. "Отношение к ним крайне равнодушное, если не сказать хуже, — сетует он. — В 2013 году Госдума единогласно проголосовала за разработанный мной проект поправок в Градостроительный кодекс о запрете на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, но до второго чтения он не может дойти до сих пор, потому что правительство не прислало свое заключение ко второму чтению проекта. Повлиять на это мы никак не можем". По словам депутата, чтобы повысить процент прохождения инициатив, нужно иметь влиятельных лоббистов в Госдуме среди петербургских депутатов, но там таких нет. Впрочем, в Мариинском дворце не отчаиваются и продолжают отправлять в Госдуму все новые проекты. На последнем заседании ЗС депутаты поддержали поправки в КоАП депутата Александра Тетердинко об увеличении размера административных штрафов для физлиц в 10 раз.