Александр Сологуб Все статьи автора
13 января 2017, 00:02 2113

"Новатэк" купил металлургический терминал в Усть-Луге

Фото: Интерпресс

Российский производитель газа ПАО "Новатэк" приобрел металлургический терминал в Усть-Луге, принадлежащий АО "Объединенная металлургическая компания". Действующий терминал "Новатэка" достиг предела загрузки, и газовой компании нужны новые территории.

Крупнейший в РФ производитель труб большого диаметра для нефтегазовой промышленности и железнодорожных колес АО "Объединенная металлургическая компания" (ОМК, контролирует Анатолий Седых) продал металлургический терминал в порту Усть-Луга производителю газа ПАО "Новатэк" Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко (№1 в Рейтинге миллиардеров "ДП").

Как Валерий Израйлит прошел путь от лучшего менеджера до подозреваемого

Как Валерий Израйлит прошел путь от лучшего менеджера до подозреваемого

2978
Александр Сологуб

О сделке "ДП" рассказали несколько источников в отрасли, а сам факт продажи подтвердили в ООО "Балтийский металлургический терминал" (БМТ, принадлежит 421 тыс. м2 земли в северной части порта Усть-Луга и имущество терминала). "Мы эту сделку пока не комментируем", — заявил Александр Доморацкий, генеральный директор БМТ. В ОМК пояснили лишь, что сделка состоялась в декабре 2016 года.

Сумму сделки стороны не раскрывают, но можно предположить, что "Новатэк" согласился купить терминал за долги. Тем более что газовая компания остро нуждается в дополнительной территории в порту для расширения экспорта. А ее комплекс по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата расположен на участке усть-лужского порта, граничащем с металлургическим терминалом.

Принадлежащая БМТ земля оценивается в 1,2-1,6 млрд рублей. "В 2016 году участки в Усть-Луге предлагались по $50-65 (от 3 тыс. рублей) за квадратный метр земли. Обычно на такой большой объем может быть предоставлен дисконт в размере 10-15%", — говорит Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg.

Однако у БМТ очень высокая долговая нагрузка. Избавиться от обременительного проекта ОМК решила еще в 2013 году. Строительство терминала потеряло для металлургов смысл из-за снижения экспорта металла и избытка портовых мощностей в регионе по перевалке металла. "ОМК решила заморозить строительство и выйти из проекта, чтобы сосредоточить усилия на развитии главного профильного направления — производства стальных труб, железнодорожных колес, трубопроводной арматуры и деталей трубопроводов", — пояснили в компании.

Тогда желающих инвестировать в специализированный терминал не нашлось. Долговая нагрузка компании по этому проекту с каждым годом росла. Сумма долгосрочных и краткосрочных займов, согласно отчетности ООО "Балтийский металлургический терминал", с 2012 года до конца 2015-го возросла с 1,6 млрд до 2,6 млрд рублей, а сумма активов на конец 2015 года составила 2,1 млрд рублей. То есть балансовая стоимость имущества компании стала отрицательной — минус 500 млн рублей.

К строительству терминала ОМК приступила в 2008 году. Компания намеревалась вложить 7,2 млрд рублей в перегрузочный комплекс пропускной способностью 2,05 млн тонн в год. Начать перевалку металла на экспорт инвестор планировал в 2015 году, а к 2017 году собирался выйти на проектную мощность.

В ОМК сообщили, что сейчас металлургический терминал представляет собой причальный фронт и прилегающий к нему искусственно образованный земельный участок. "Территория полностью подготовлена для строительства портового терминала по перевалке различных грузов. Таким образом, его текущее состояние позволяет его профилировать под различное назначение и грузы, в зависимости от технологии перевалки и размещаемых объектов", — пояснили в компании.

ФАС удовлетворила ходатайство "Новатэк" о покупке 51% акций "Криогаз-Высоцк"

ФАС удовлетворила ходатайство "Новатэк" о покупке 51% акций "Криогаз-Высоцк"

442

Примерно в те же годы на соседнем с БМТ участке "Новатэк" развернул строительство комплекса по фракционированию и перевалке стабильного газового конденсата. Специально под этот проект газовая компания создала ООО "Новатэк-Усть-Луга". В 2013 году комплекс начал перерабатывать стабильный газовый конденсат в легкую и тяжелую нафту, керосин, дизельную фракцию и компонент судового топлива (мазут). Готовая продукция отгружается на экспорт морским транспортом. Комплекс вышел на полную загрузку — 7 млн тонн в год. В 2015 году комплекс переработал 6,7 млн тонн стабильного газового конденсата, а по итогам 2016 года переработка достигнет 6,9 млн тонн сырья, заявлял ранее заместитель генерального директора ООО "Новатэк-Усть-Луга" Александр Панов.

Логично предположить, что "Новатэк" весьма заинтересован в участке БМТ для расширения мощностей. Однако инвестиционных планов компания не раскрывает. "Ваш запрос на рассмотрении", — лаконично отвечают в "Новатэке".

Новости партнеров
Реклама