Адаптация на дне после апокалипсиса. Как авторынок Петербурга умудрился выжить

Автор фото: Валентин Беликов

Год назад дилеры излучали пессимизм и соревновались в апокалиптичных прогнозах на 2016 год. Но апокалипсиса не случилось.

В январе-октябре 2016 года, по данным "Auto-Dealer-СПб", рынок Петербурга просел всего на 5% к аналогичному периоду 2015 года, до 96,6 тыс. машин. Его не захлестнула череда банкротств, не было показательных хлопков дверью со стороны производителей и импортеров. Каждый выживал как мог: продавал автосалоны, оптимизировал площади, отказывался от убыточных марок, брал в портфель дешевые, а потому ходовые бренды, направлял усилия на продажу машин с пробегом и развитие сервисных услуг.
Окрыленные тем, что остались в живых, дилеры прогнозируют небольшой рост рынка в 2017 году. Они уверены, что на плаву им помогут остаться госпомощь, отложенный спрос, программы поддержки от автопроизводителей и необходимость обновления автопарка.
Но доходы населения продолжают падать, а предпосылок для их роста нет. А значит, нет и реальных причин для восстановления авторынка, который зависит в первую очередь от уровня покупательной способности. Возможно, правы те дилеры, которые не спешат радоваться, а говорят, что дно еще не пройдено, рынок будет падать и ожидается новая волна банкротств, как это было в первый посткризисный год.

Цитата года

"Нам Детройт не нужен — нам нужны наши современные автомобильные заводы", — Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ.

Полный газ

Самой громкой сделкой на авторынке в 2016 году стала аренда дилерского центра "Р-Моторс Лада" на Пулковском шоссе структурами "Газпрома" под собственный автопарк.
О том, что структуры ПАО "Газпром" арендуют автоцентр площадью 18 тыс. м2 на Пулковском шоссе, 36, под собственный автопарк, стало известно в сентябре. Этот центр принадлежит компании "Р-Моторс" Андрея Ивойлова. В нем продавались автомобили Lada, но дилер перенес продажи на Пулковское шоссе, 70, где арендовал пустующий автоцентр у ООО "Софит". Сделка между "Р-Моторс" и "Газпромом" оценивалась от 130 млн до 280 млн рублей в год, а сроки аренды — около 5 лет. Центр рассчитан на единовременное содержание примерно 500 автомобилей.
В кризис на рынок недвижимости вышло довольно большое количество автосалонов. Их предлагают в аренду или продают дилерские компании, которые приостановили работу, или банки, которым эти здания достались как залоги в связи с банкротством автодилеров.
Кроме того, в связи с падением авторынка многие дилеры не прочь избавиться от ставшего неприбыльным бизнеса. Они продолжают работать, но подыскивают покупателей на свои активы. Но перепрофилировать автосалоны сложно. Они могут быть интересны ретейлерам под продуктовые супермаркеты или мебельные салоны, креативные пространства и так далее.
Например, "Лента" выкупила у "Аларм Моторс" центр Peugeot под новый супермаркет в Петроградском районе, а также автоцентр белорусского дилера "Атлант М Лахта" в Приморском районе.
Другими словами, круг потенциальных покупателей весьма ограничен, так что это необычная история на авторынке, и "Р-Моторс", безусловно, повезло с арендатором.

Победа года

Триумфальный проезд
После кризиса и резкого роста цен на иностранные автомобили внимание покупателей переключилось на более дешевые отечественные марки. В однозначном выигрыше оказался АвтоВАЗ, хотя в крупных городах Lada не пользовалась высоким спросом. В Петербурге за январь-октябрь 2016 года продажи марки выросли на 25%, до 9574 машин. Резкий скачок пришелся на октябрь: было продано 1094 автомобиля Lada, что на 45% больше, чем в октябре 2015 года. Выросла и доля рынка. На конец 2015 года она составляла 7,6%, а за 10 месяцев 2016 года — уже 9,9%, по данным АА "Auto-Dealer-СПб". Серьезную роль в этом сыграл вывод на рынок новых моделей — Vesta и XRay, а также расширение дилерской сети. Ранее руководство АвтоВАЗа заявляло о намерении нарастить долю рынка города до 20%. Но в Петербурге это вряд ли возможно, потому что даже в самые пиковые периоды авторынка его лидеры не занимали такой доли.

Возвращение года

GM притормозил по дороге
Кризис привел к тому, что российский авторынок резко просел, а продажи автомобилей GM и вовсе упали более чем на 70%. В итоге в марте 2015 года автоконцерн принял решение уйти из России, и уже в июле автозавод в Петербурге был закрыт, хотя планировалось расширить его мощности до 230 тыс. автомобилей в год, а к 2018 году — достичь локализации 60%.
Но в сентябре 2016 года стало известно, что GM собирается передать петербургский завод в управление белорусскому автопроизводителю — ЗАО "Юнисон", который возобновит выпуск автомобилей класса люкс — Cadillac. Производство может быть запущено во II-III кварталах 2017 года. Автоконцерн отрицал эти планы. Контрольный пакет акций "Юнисон" принадлежит британской J&W Sanderson. Под Минском завод собирает китайские машины Zotye, грузовики Kia, седаны Citroen C — Elysee и Peugeot 301, кроссовер Peugeot 3008 и седан Peugeot 508.

Проект года

За машиной в Интернет
Автохолдинг "Максимум" открыл интернет-магазин по продаже автомобилей Carmart. По замыслу дилера, покупатель сможет обойтись без похода в автосалон и купить машину, буквально не вставая с дивана. В режиме онлайн он выбирает автомобиль, дополнительное оборудование, оформляет страховой полис и кредит, определяет объем постпродажного обслуживания и так далее. В течение 7 дней после этого покупатель сможет получить свой автомобиль, который ему доставят прямо на дом. Как отметил владелец автохолдинга Вадим Арустамян, сервис рассчитан на новое поколение покупателей, которые привыкли совершать покупки в Интернете, "не покидая любимого дивана" и экономя тем самым время. По его мнению, через 10-20 лет почти половина всех автомобилей в мире будут продаваться через Интернет. Уже во второй половине 2017 года "Максимум" планирует продавать 50 автомобилей в месяц через онлайн-магазин.