Как совладелец блинных "Теремок" заработал состояние 1,5 млрд рублей

Автор фото: Валентин Беликов

  

Уроженец Оренбурга Виталий Свидовский после службы в армии приехал в Ленинград в 1989 году и поступил на факультет социологии ЛГУ. Окончив в 1994 году уже СПбГУ, первые 4 года дипломированный социолог торговал видеомагнитофонами в компании, принадлежавшей выпускнику факультета кибернетики МГУ Михаилу Гончарову.

Новые сковородки

Но в кризис 1998 года этот магазин разорился, тогда Виталий Свидовский стал полноправным партнером своего бывшего работодателя: они в складчину открыли блинный киоск "Теремок" в Петербурге.
В 2001 году в Северной столице открылся первый стационарный блинный ресторан "Теремок". Новый бизнес рос как на дрожжах: если в 2002 году оборот компании составлял менее 10 млн рублей, то уже год спустя он пробил планку 100 млн, а к 2006 году вплотную подбирался к миллиарду. Успехи бизнесменов сделали тогда Виталия Свидовского лауреатом ежегодного конкурса лучших менеджеров Петербурга "Топ–100".
Бизнес–идея блинных ларьков не осталась без внимания конкурентов: в Петербурге в нулевые годы наблюдался бурный рост сетей "Рубли", "Бабка Ежка", "Емеля", "Масленица", "Чайная ложка". Первой с дистанции сошла "Масленица", продавшись "Рублям", а затем и они не выдержали конкуренции и ушли с рынка. Та же судьба настигла "Емелю" (который до этого поглотил "Рубли") и "Бабку Ежку".
"Теремок" же продолжал рост: к 2012 году число его заведений в Петербурге, Москве и регионах (включая франшизу) приблизилось к отметке 200, а оборот перевалил за 4 млрд рублей.
Однако в 2013 году и Виталий Свидовский заявил, что в ближайшие годы "Теремок" больше не будет развивать сеть уличных блинных киосков (которых тогда оставалось 53), постепенно избавляясь от убыточных точек и сохраняя лишь прибыльные.

Антикризисный блин

В 2015 году оборот группы "Теремок" достиг 7,1 млрд рублей (к этому времени сеть насчитывала 280 заведений в России). После этого "Теремок" сделал следующий шаг в развитии бизнеса: весной 2016 года он открыл первое заведение в Нью–Йорке на Манхэттене, на углу Седьмой авеню и 30–й улицы.
За первые 4 месяца работы "Теремка" американцы съели 12 тыс. блинов, а также активно потребляли борщ, гречку и окрошку. Чтобы закрепить успех, "Теремок" открыл второе заведение в Нью–Йорке и начали переговоры об аренде нового ресторана в строящемся торговом центре American Dream в Нью–Джерси.
> Оценка состояния (согласно рейтингу миллиардеров "ДП" на сентябрь 2016 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.
Бизнес для меня — дело жизни, конечно же. Я занимаюсь этим делом уже 18 лет и на все предложения о продаже, которых поступало за эти годы немало, неизменно отвечал отказом. Наверное, о многом говорит и то, что других бизнес–проектов и активов, кроме «Теремка», я не имею. Сына, которому в этом году исполнилось 24 года, к управлению «Теремком» не привлекаю: он сам решил, что будет заниматься собственным делом, и его решение я уважаю. Что касается оценки моего бизнеса, то если исходить из того, за сколько я мог бы его сейчас продать, я оцениваю его чуть подороже, чем эксперты «ДП». Но спорить с ними не буду, так как продавать я свое дело не собираюсь.
Виталий Свидовский
совладелец блинных "Теремок"