Новый рейтинг самых обременительных топ-менеджеров Петербурга

"Деловой Петербург" составил традиционный сезонный рейтинг бизнесменов и руководителей, привлеченных к ответственности по долгам их обанкротившихся компаний, а также антирейтинг тех счастливчиков, кто от этой ответственности успешно отбился.

За осень 2016 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел 60 ходатайств кредиторов и конкурсных управляющих фирм–банкротов о привлечении владельцев и бывших руководителей этих компаний к ответственности по долгам. Из них 24 ходатайства на общую сумму ответственности 12,1 млрд рублей было удовлетворено, а 36 ходатайств об ответственности на общую сумму 10,4 млрд рублей — отклонено.

Не дают буржуинам покоя

Лидерство осеннего рейтинга во второй раз разделили бывшая председатель правления Инкасбанка Татьяна Лебедева и бывший президент корпорации "ВЕФК" (в которую входил Инкасбанк) Александр Гительсон. Более того, суд привлекает их к субсидиарной ответственности по тем же долгам Инкасбанка на общую сумму 11,368 млрд рублей, по которым привлек их ровно 2 года назад, осенью 2014–го. Конкурсный управляющий банка, назначенный от Агентства по страхованию вкладов, заявил ходатайство о взыскании всей суммы отрицательного баланса кредитной организации с лиц, ее контролировавших (6,012 млрд с Лебедевой, 5,069 млрд с Гительсона, и 284 млн рублей с бывшего бухгалтера банка Людмилы Саморуковой), еще в 2012 году.
Однако адвокаты бывших банкиров дошли до кассации, и в мае 2015 года Арбитражный суд Северо–Западного округа отменил определение суда первой инстанции и вернул дело на новое рассмотрение. Правда, основание отмены было не слишком обнадеживающим для ответчиков: прежде чем привлекать к субсидиарной ответственности, конкурсный управляющий должен был завершить распродажу активов банка. Вину же ответчиков, которые вывели из банка активы на 8,4 млрд рублей, суд полностью подтвердил.
Реализация имущества заняла почти год, и в апреле управляющий снова попросил о том же: привлечь к ответу бенефициаров должника. Сумма взыскания уменьшилась на 2 млн рублей, остальная часть была снова взыскана с ответчиков.
Разумеется, реально взыскать с них вряд ли получится: формально обе дамы являются пенсионерками, а гражданин Гительсон отбывает наказание за мошенничество в колонии (на днях он обжаловал отказ в условно–досрочном освобождении).

Горе–программисты

На третьем месте в рейтинге оказались владелец и два бывших директора ООО "Нордвестюнион": Юрий Андреев, Юрий Пастухов и Лариса Мосалкова. Эта фирма в 2013 году подала два пакета документов на вычет НДС в размере 177 млн и 150 млн рублей. Компания, по данным суда, занималась перепродажей программного обеспечения (Easy MP3 Recorder, Sproot Antivirus, Home Cad Pro и Demidel), которое покупала у разработчика ООО "Комбайт", а затем продавала английскому партнеру KLEIDON LLP. До 2010 года она много раз благополучно возмещала НДС по таким сделкам, но в 2014 году налоговая заподозрила неладное и провела выездную налоговую проверку.
По итогам таковой фирма была привлечена к налоговой ответственности, и с нее было взыскано 212 млн рублей долга по налогам, 28 млн пеней и 66 млн штрафов. После этого компания и налоговая долго судились, и в итоге в мае 2014 года МИФНС № 25 по Петербургу обратилась в арбитражный суд с банкротным иском к должнику. В июле 2015 года он был признан банкротом. В январе 2016 года конкурсный управляющий компании Вадим Замоломский объявил суду, что не обнаружил у компании никакого имущества (офис арендовался, а права на программное обеспечение принадлежит разработчику), и потребовал взыскать весь долг с бенефициаров.

Антирейтинг

Лидерами антирейтинга "ДП" стали генеральные директора ООО "Выборгское" (бывшее ООО "РРТ–Озерки") Аким Аккерманцев и Олег Андреев. Компания, входившая в автохолдинг "РРТ" Олега Барабанова, обанкротилась в 2014 году. Основной кредитор — ВТБ — требует взыскать долги, оставшиеся после распродажи всех дилерских центров (с них выручено 600 млн рублей), на общую сумму 4,5 млрд рублей с топ–менеджмента и бенефициаров должника. Однако суд первой инстанции отказал в ходатайстве, сочтя недоказанной вину управленцев в банкротстве должника.
На втором месте бывший гендиректор ООО "Батис", интернет–магазина торговой сети "Телемакс", Игорь Склема, который отбился от ответственности по долгам компании на общую сумму 2,4 млрд рублей.
"Батис" владеет веб–доменом telemaks.ru, через который велась интернет–торговля ретейлера. Основным кредитором является аффилированная с "Телемаксом" структура "АБС Электроника" с требованием на 2,4 млрд рублей по договору поставки электроники. Активов у "Батиса" обнаружено не было. Куда делись товарные остатки на 2,4 млрд рублей, полученные от "АБС Электроники", управляющий понять не смог и лишь ходатайствовал о привлечении ликвидатора к субсидиарной ответственности. Но суд ему отказал.
Ряд коммерсантов осознанно выбирают для себя субсидиарку. Во–первых, получить контроль над этим долгом достаточно легко. А потом запускаешь личное банкротство — и ты в дамках. Во–вторых, субсидиарная ответственность прямо связана с процедурой конкурсного производства фирмы, в которой ты обязан передать управляющему документацию в подлинниках. Часто это означает раскрыть информацию, которую кредиторам и правоохранителям лучше не знать. Возникает выбор: гражданско–правовая ответственность или уголовная.
Владимир Полуянов
партнер Апелляционного центра
Наша практика привлечения руководителей к субсидиарной ответственности неоднозначна. За последний год мы инициировали четыре такие процедуры, в большинстве случаев результат отрицательный. В отличие от взыскания убытка, который определяется за каждую сделку, привлечение к субсидиарной ответственности требует установления факта, что именно совокупность действий руководителя привела к банкротству. При этом суду сложно установить прямую связь между действиями руководителя и состоянием компании.
Ева Тимофеева
консультант "ССП–Консалт"